Два десятка вопросов за два с небольшого часа. От проблем школы до влияния на законодательство
Прогресс без нравственности — это цинизм…

В последний день октября состоялась весьма любопытная встреча. Не первая и как бы это сказать точнее — не последняя. 

В общем, Геннадий Давыдько общался с потенциальными избирателями из своего 107-го округа. На сей раз — в столичной гимназии №6.

Понятно, что весь спектр поднятых в этот вечер тем и проблем нам не удастся встроить в один текст. За два с лишним часа общения нон-стоп председателю «Белой Руси» задали вопросы из самых разных сфер. Про «сознательное отцовство» и принципы работы Парламента Республики Беларусь, отношение к краеугольным проблемам молодых и пожилых людей, о его малой родине на Витебщине и юности на Дальнем Востоке, творческих планах, повальной компьютеризации общества в целом и детей в частности и т.д.

А наибольшее число вопросов вполне предсказуемо поступило от отца одного из учеников гимназии. Зовут его (отца в смысле) Ярослав Романчук.

В общем, вот два весьма развернутых, как песнь акына, вопроса с одной стороны и два развернутых ответа — с другой.

ШКОЛЬНАЯ ПОРА

Геннадий Брониславович, мы сегодня находимся в школе. И вот какие возникают ассоциации. По справедливым словам Президента, в центре белорусской экономической политики должен находиться человек. Но я бы хотел продолжить его мысль. В центре нашего внимания обязаны  находится не просто люди, а те, кто сегодня формирует человеческий капитал — то есть учителя.

Очевидно и другое. На те 300-400 долларов зарплаты, которые они в целом получают, решить нормально такую сложнейшую задачу наши педагоги не смогут. Я смею утверждать, что современная школа превратилась в странный орган, наделённый массой «левых» полномочий. Очевидно, что учИтеля нужно поставить в центр и освободить его от несвойственных функций.Разве не так? 

И еще. Мы с коллегами сделали предложение удвоить ежемесячную зарплату учителей до 800 долларов в эквиваленте. Для этого потребуется порядка 800 миллионов долларов. Я указал источники привлечения этих финансовых ресурсов. Но, по мнению Минфина, ежегодно на льготы и субсидии субъектам хозяйствования выделяется порядка 3 млрд долларов. По расчетам того же все того же Минфина, эти деньги никогда не возвращаются в бюджет. Иными словами, есть политика поддержки тех нерадивых руководителей, которые забирают деньги у учителей, врачей, деятелей культуры, обрекая их бороться за выживание.

В итоге правительство заявляет: денег на повышение зарплат учителям нет. И это крайне неприятная ситуация. Мой очередной вопрос навскидку звучит так. Будете ли вы в случае избрания депутатом Палаты представителей выступать за инициативы, способные изменить статус школы, учителя, а также изменить бюджетирование?

И еще одной темы хотелось бы коснуться. Сбор макулатуры, металла, отработанных масел, контроль за какими-то счетчиками, которые повесили на школы… стали диким унижением для учителя.

Плюс ряд других несвойственных для учителя функций навешиваются на него регулярно. Но министерство образования как бы не в курсе этих проблем. С другой стороны, есть исполкомы… Благодаря им учителя и получают все эти «букеты». Как вы считаете, что в этом случае нужно сегодня делать в первую очередь?

— Ярослав, самое печальное в этой ситуации то, что на сайте «Белой Руси» мы поднимали эту проблему современного учителя. (Мы разместили эту публикацию под названием «Работа над ошибками» вновь, чтобы освежить нашу и вашу память. — РЕД.). Скажу очевидные в общем-то вещи. Престиж учителя в обществе необходимо повышать, чтобы сделать его сенсеем, бесспорным авторитетом.

Врачи и учителя – люди именно этих профессий должны пользоваться почетом и уважением в обществе, получая достойную зарплату за свой труд. В том числе для того, чтобы какие-то недоросли не вздумали понукать или провоцировать их. Вы понимаете, о чем я.

Но вернемся к нашей публикации. Ее же нигде не перепечатали. Несмотря на наши усилия, учителя отказались от публичного диалога, комментариев.

И в нашем случае тема сама по себе заглохла. Но это ведь только начало истории, надеюсь…

Могу гарантировать, что в случае моего избрания в Парламент я займусь этой темой весьма плотно.

Повторюсь: авторитет учителя обязан быть непререкаемым в обществе.

Меня также беспокоит еще один нюанс: у нас сместились определенные смысловые акценты. И в итоге сегодня учителя оказывают «образовательные услуги». Не учат, а услуги оказывают. Почувствуйте разницу. За словами ведь всегда кроются не только их смысл и атмосфера, но и общее состояние, проблематика.

Что касается вашего вопроса об источниках бюджетирования для повышения зарплат учителям. С этим нужно разбираться. Но тут я вижу тему для отдельного разговора. Причем отнюдь не в рамках нынешней предвыборной кампании.

СУДНЫЙ ВОПРОС

Геннадий Брониславович, вы не раз говорили о том, что Закон должен быть не только выверенным с точки юриспруденции, но и справедливым по отношению к отдельно взятому человеку. Я бы хотел поднять в связи с этим вопрос морали. И сделать это на конкретном примере. 

Директора одного фармацевтического предприятия не так давно арестовали на основании показаний какого-то человека, заявившего о том, что 13 лет назад он дал тому руководителю взятку, в размере 3 тысяч долларов. И этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы отправить человека за решётку, хотя вина его не доказана.

И еще один, добавочный вопрос. Видите ли вы в данном случае варианты сотрудничества Парламента с судебной системой?

— Если начинать с первой части вашего вопроса, что логично, то это — элементарно для института депутатства, условно говоря. Соответствующий запрос  в прокуратуру — и депутату обязаны ответить. Напомню, что депутат подчиняется своим избирателям. Именно им он обязан отчитаться в первую очередь. И если запрос о заведомом оговоре поступит, нужно будет разбираться и принимать меры. Конечно, в том случае, когда «факт имеет место».

А вот что касается влияния на судебную власть — то боже упаси нас в это ввязываться. На суд у нас по закону нет возможности влиять.

Вот следственные органы — это другое. А вообще, закон должен быть Законом. Хотя там и встречаются недоработки. Но каждый случай нужно разбирать отдельно. Здесь я не оригинален.

ИТОГО

Подвести итог всему сказанному и услышанному хотелось бы словами,  которые прозвучали в ходе встречи и отнюдь не случайно оказались вынесенными  в заголовок: «Любой прогресс без нравственности — это цинизм и просто путь в никуда. Вот и все».

Когда-то мы уже цитировали писателя Уайльда. И не удержимся от повторения этой его мысли, адресованной хоть и XIX веку, но актуальной и сегодня: «Если без промышленности наш век ничто, то без культуры он — варварство».


Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by