Приглашаем к обсуждению. Взгляд на школу — с позиции учителя… Авторская колонка Александра Новикова
«Работа над ошибками»

Именно так, как наш заголовок, когда-то называлась весьма любопытная повесть Юрия Полякова. Речь там шла о школьной жизни 80-х годов прошлого века.

В произведении затрагивались насущные беды педагогов того и нынешнего времени, чего уж там… Подковерные интриги, сложности молодого директора, «основательно за…турканного необходимостью совмещать поиск новых унитазов с необходимостью сеять разумное, доброе, вечное»…


Плюс проблема авторитета учителя, поведение более раскрепощенных и менее идеологизированных детей, стратегия и тактика поведения родителей из простых и непростых, личная жизнь учителя, разрешение конфликтов, бойкоты и испытание характера. Куда ни глянь, актуальные и весьма интересные темы. Так сказать, на все времена.

Нам бы такая тема тоже подошла

Кстати, в повести Полякова есть небольшой вставной сюжет о поисках школьниками пропавшего перед войной романа писателя-самородка (сам он на ней тоже пропал… без вести)… Такая вот мощная общественная инициатива, которую я бы поддержал всеми руками и ногами при первой возможности. И думаю, в «Белой Руси» она нашла бы поддержку очень быстро.

Но я пишу это не ради того, чтобы продвинуть наши новые проекты на тему Великой отечественной войны (хотя они есть, взять те же «Забытые памятники»). И тем более, не собираюсь обрушивать на ваши головы анализ произведения тридцатилетней давности. Могу лишь рекомендовать прочитать или перечитать его. А сейчас вот что хочется обсудить.

Нервы не выдерживают

Мы не так давно «ретранслировали» на нашем сайте материал, изначально размещенный на портале информагентства Sputnik «Школа против школьников: субъективные заметки мамы на полях школьных учебников».

В своем письме мама сетовала по поводу того, что ее дочери-шестикласснице пытаются, по сути, забить голову совершенно ненужной информацией, и тем самым отвлечь от чего-то более существенного. Мол, какое здоровье выдержит то, что сейчас приходится испытать, усваивать и «переваривать» собственной головой несчастным школьникам, а также их родителям??

Вы, кстати, прочитайте статью: интересно написано, броско, с вызовом, перцем.

Вот что поразительно. На сайте Sputnik развернулась активная дискуссия, у нас — тишина. Поразительно, но в рядах «Белой Руси» большую половину «бойцов» составляют представители славной «армии педагогов» и людей, имеющих самое прямое отношение к этой сфере. Возникает два вопроса – минимум.

*Поднятая проблема вас не касается или весь запал ушел на Sputnik как?

*Почему никак на этот текст не отреагировали представители управлений образования, а в идеале — министерства?.. Или данная тема слишком мелкая?  

Не знаю-не знаю… В программах школьных действительно есть много лишнего, на мой взгляд.

Хотя я не берусь оценивать ситуацию объективно… Как говорится, кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик.

Очень личное

Я и сейчас с диким содроганием вспоминаю уроки математики и геометрии в старших классах СШ №19 и то, чего мне это стоило. Полагаю, с не меньшим «восторгом» вспоминает меня и подлинный фанатик этих дисциплин, ныне Заслуженный учитель Беларуси Александр Маркович Фельдман. И что с того? Может, стоило отменять углубленное изучение математики в моей родной СШ №19, которая как раз на эту дисциплину оказалась серьезно заточена?.. Ха-ха..

Вообще, эта тема стара как мир… Чему учить и как учить, что нужно нашим детям, а что нет.

Вон песенке первоклассника «То ли еще будет» в исполнении Пугачевой аккурат 40 лет… По сути, ее талантливо сегодня переложила на прозу автор публикации «Школа против школьников…», взяв за основу историю своей дочери.

А что делать? Учеба в нашей школе — дело далеко не всегда увлекательное. Так было всегда, такое впечатление. Но малевать тут эдакий беспросветный «черный квадрат» я бы тоже не стал. Есть ведь учителя, которые превращают свой предмет в праздник и помогают твоему ребенку нащупать именно то направление, по которому ему будет важно идти, когда он вырастет.

Для меня таким учителем жизни стала моя Классная, преподававшая русский язык и литературу Вера Петровна Шевелева. Склоняю голову перед памятью и говорю в который раз спасибо за то, что в условиях математической школы помогала оставаться самим собой… Мудрый был человек, редкого таланта.   

А то, что сегодня у того или иного ребенка голова «взрывается» от объема ненужной порой информации… Да не нужно по всем предметам «выбивать» одни десятки. Пусть занимается тем, что ему интересно в первую очередь, но при этом учится думать. Я так исподволь стараюсь настраивать своего сына, хотя и «екаю нутром», когда он получает по той же химии черт знает что… Боюсь даже представить, что бы по этому поводу сказал его прадед, один из ведущих химиков-неоргаников Беларуси своего времени, профессор Новиков… Но его мнения давно не спросишь. Не вызывать же его дух в ходе спиритического сеанса, чтобы узнать его мнение о нежелании его правнука погружаться в волшебный мир таблицы Менделеева?

Не хочет парень — значит не хочет. Повторять ошибок деда, который волоком меня тянул к своему счастью и чуть не сделал ученым-химиком (наверняка очень плохим, с массой комплексов) я точно не стану.

Знаете, что представляется реально важным в сегменте нынешней школы?   Чтобы учителя, преподающие определенные дисциплины, не тянули одеяло на себя, не объявляли свой предмет пупом земли и не издевались над теми, кто до этого пупа не дотягивается.

Ибо есть среди таких «пэдагогов» и те, кому бы я не доверил пасти коров. Опять же — пример из прошлого. У нас уроки биологии, анатомии, ботаники и почему-то физкультуры в средних классах вела одна и та же тетка — мисс Фурия и мисс Гарпия в одном флаконе. Видимо, ей нужны были деньги или еще по какой-то причине был допущен такой дрянной симбиоз. Невероятная была тетка — злобная, агрессивная, наводящая ужас и выбивающая все живое из детских душ в радиусе нескольких километров.

Но меня что-то опять «повело» на эмоции. А мы с вами все это время подбираемся важнейшей теме: поговорить о ситуации с нормальными педагогами.

Другой поворот

Был такой славный диалог в вечном фильме «Ирония судьбы, или с легким паром», «постновогодняя» беседа врача-хирурга и учительницы русского языка и литературы:

«— Ошибки врачей дорого обходятся людям.
— Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого».

Именно так… Главная проблема нашего образования ведь не в излишних знаниях, всех этих инфузориях-туфельках, войнах Красных и Белых Роз и прочих букетах из знаний.

А теперь давайте посмотрим, кто весь этот букет знаний нам сегодня несет. Не будем много и нудно говорить о зарплатах учителей. Несмотря на все принимаемые усилия, они все еще не дотягивают до пристойного уровня. Результат очевиден: в наши педагогические вузы на целый ряд специальностей в этом году не могли набрать достаточного числа студентов… на бюджет, с гарантированными стипендиями и прочими благами.

Поступали не то что тихие троечники — самые обычные двоечники. И эта мина закладывается уже не первый год. Но я не какая-то Ванга, чтобы предсказывать и рассказывать вам, во что эта ситуация выльется в ближайшем будущем. Сами все увидите.

Поговорим о настоящем…

А оно таково, что учитель в массе своей бесправен и унижен. Да, сказаны важные слова на самом высшем уровне. Даны условия задачи: педагога необходимо разгрузить от всякой бумажной работы, отчётности и проч.

Но воз остался и ныне там, по большому счету.

Все самое нелепое из советской системы мы благополучно тянем за собой, как собака привязанную к хвосту консервную банку. Ну что это за идиотизм в виде доведённых до каждой школы планов по сдаче макулатуры, металлолома и стекла? Причём стекло — это новация нашего времени.

Понятно, систему приёма стеклотары когда-то сломали. Теперь кто-то придумал возложить возрождение этой «стратегии» на плечи школы. Школьники, собирающие бутылки? Сильно…

Что касается бумаги и металла.  Да уже в моё время это все было на грани и за гранью.


Помнится, парни из параллельного класса приволокли в школьный двор здоровенную трубу и заслужили благодарность расчувствовавшегося директора. Через несколько часов в школу примчались матерящиеся метростроевцы. Они ненадолго отлучились с объекта то ли за поллитрой, то ли еще за какой надобностью и были неприятно удивлены. Видимо, кто-то из сознательных граждан, а скорее всего, бабушки на лавке навели их на след. Тогда как раз ускоренно строилась станция метро «Площадь Якуба Коласа...», и труба там была не менее важна, чем металлом на балансе СШ №19. В общем, имущество Метростроя с поклонами и извинениями пришлось возвращать к площади Якуба Коласа (кстати, по базовому образованию — педагога, в котором просто взыграла и победила страсть к писательству).

Сейчас метро в Минске тоже вроде строится, так что перспективы для деятельности школьников имеются. А если серьёзно….

Ну какие могут быть планы, да ещё с такими исполинскими показателями? Школьникам велят собирать макулатуру. При этом не учитывается, что каждый год количество информации на бумажных носителях катастрофически сокращается. Лично я не вспомню, когда держал в руках обычную газету.. Да и металл из нашей жизни активно замещается пластиком и прочими чудесами.

К чему я все это говорю? А к тому, что персональную ответственность за выполнение всех этих планов по сбору сырья несут директора школ и классные руководители.

Их бьют рублём, просто загоняя в угол. Почему на эту тему аккуратно молчат товарищи из управлений образования — большой вопрос.  Или тема станет актуальной, когда о ней скажет Президент?

Ну почему для исправления каждой декларативной глупости нам нужно ждать реакции первых лиц?

Возможно, поэтому наша жизнь и не выходит на тот уровень, который мы ждем… Из-за пассивности и нежелания встать и если не сделать, то хотя бы высказаться. В общем, мы ждем отклика на эту публикацию от наших активистов-педагогов. Сейчас не время отмалчиваться и вежливо улыбаться. Вы так не думаете? Вот еще история в тему.


Голое бесправие

Доподлинно известно, что даже в крупных городах хватает школ, лишенных горячей воды. Как это возможно, спросите вы? Просто в относительно старинные времена, когда их строили, была возможность подвести сугубо холодную воду, ну еще обустроить канализацию Горячую же считали буржуазным излишком.

Сегодня времена как бы поменялись. Санитарные нормы требуют, чтобы ученики и учителя  в школе пользовались благами цивилизации в полной мере. За нарушение – штраф.

В результате дирекция школ покупает мощные бойлеры, кипятит с их помощью воду… И получает чудовищные счета за перерасход электроэнергии. Как вы думаете, из чьего кармана гасятся эти перерасходы и что говорят по поводу сложившейся ситуации директора и администрация школы? По сути, все они — в глубокой… западне.


А может, поговорим о том, как в школах силами учеников и на деньги родителей приводятся в порядок классы, закупается новое оборудование и проч?

Это что, прихоть учителей? Да ничего подобного. Просто управления образования играют в свою игру под названием «Как бы нам невинность соблюсти, и капитал приобрести». В нашем случае ее стоит понимать так.

Лишенные финансовой независимости и серьезной материальной поддержки, школы должны действовать вот так, на грани приличия. А это — оскорбительно и унизительно.

О каком полноценном формировании человека в таких условиях мы можем говорить? А вы говорите, учебники не те, программы хромают, дети мучаются… Или мы сгущаем краски?

Пишите свои отклики и мнения на нашу общую почту: rs.belayarus@gmail.com

Либо на мою личную: anovikoff70@gmail.com

Мы не поймем и не примем вашего молчания в очередной раз… Ну или сочтем, что в школах все идеально, а мы зря возмущаемся… И займемся другими вопросами.

Развернутая история про «крабов» — на закуску


Совершено случайно натолкнулся на такой вот фрагмент из воспоминаний Анатолия Луначарского, первого советского комиссара (министра) просвещения и образования. Он вспоминал в своих мемуарах такую историю революционного еще времени:

«Однажды я прочел Ленину по телефону очень тревожную телеграмму, в которой говорилось о тяжелом положении учительства. Телеграмма кончалась так: «Шкрабы голодают». «Кто? Кто?», — спросил Ленин. «Шкрабы, — отвечал я ему, — это новое обозначение для школьных работников». С величайшим неудовольствием он ответил мне: «А я думал, это какие-нибудь крабы в каком-нибудь аквариуме. Что за безобразие — назвать таким отвратительным словом учителя».

Пока что (на мой непросвещённый взгляд) многие учителя у нас как раз оказываются в положении каких-то крабов. И на такую ситуацию нам очень хотелось бы повлиять. Будем ждать ваших предложений… В очередной раз «намекну» на необходимость обратной связи.



Александр Новиков, ведущий специалист «Белой Руси» по работе со СМИ

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by
Внимание! Новогодний конкурс!
Друзья! Делитесь с нами вашими новогодними историями! Станьте лучшим и получите приз!
Подробнее
ЖМИ!
Прочти и выскажи свое мнение! Не молчи!