Виртуализация, образовательный процесс, трансформация, молодежь, драйвер.
Ольга Павлють: Вызовы виртуализации образовательного процесса

Статья посвящена тенденциям в области виртуализации образовательного процесса. Такой процесс описывается и анализируется с точки зрения трансформации образования, приводятся некоторые предпосылки его становления и перспективы развития, а также его социально-экономические и технологические драйверы.

Виртуализация, образовательный процесс, трансформация, молодежь, драйвер.

Актуальной остается проблема отсутствия виртуализации образовательного процесса во многих учреждениях образования. Об этом говорят не только педагоги-новаторы, социологи, но и сами субъекты образовательного процесса. В этой связи выражение мнения субъектов образовательного процесса необходимо считать выражением ожиданий от образовательного процесса. Наиболее взвешенную оценку в этом вопросе может дать такая социальная группа, как молодежь, так как именно эта группа наиболее лояльна к информационным технологиям и использует их в повседневной жизни наиболее часто: для общения, развлечения и конечно же самообразования.

Независимая исследовательская компания Survata опросила 520 студентов колледжей США об использовании цифровых технологий в классе. Около 94% опрошенных ответили, что хотели бы использовать свои мобильные телефоны в классе в учебных целях. При этом 75% студентов уверены, что использование личных устройств на занятиях положительно сказалось на их учебе: 58% опрошенных фотографируют слайды, 41% ищут ответы на вопросы в Google, 39% работают с электронными учебниками на смартфоне.

Молодое поколение, выражая свои ожидания, подтверждает готовность к трансформации отрасли образования со стороны общества. Под трансформацией будем понимать комплекс, включающий: виртуализацию, внедрение информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, повышение цифровой грамотности работников системы образования, актуализацию специальностей. Со стороны государства трансформация образования – это, в первую очередь, снижение затрат, привлечение инвестиций из частного сектора, но при этом сохранение и умножение эффективности образовательных процессов.

За рубежом уже давно и активно идут процессы реформирования системы образования. Ставка делается не только на техническое перевооружение, но и на активное включение всех заинтересованных сторон с ориентацией на запросы обучающихся. Необходимо отметить, что в итоге важно обучить востребованного, умеющего конкурировать, предвидеть возможную трансформацию профессиональной деятельности индивида, индивида, умеющего быть гибким, встраиваться в запрос. При таких амбициозных целях нельзя упускать фундаментальную часть преобразований.

Здесь уместно будет обратиться к модели «Социальное действие» Парсонса. Для успешной трансформации системы необходимо разработать мотивационные механизмы. Безусловно, будут создаваться новые ценностно-мотивационные структуры. Чтобы модель была целостной, необходимо обозначить взаимосвязь общества, личности и культуры. Социальное действие и в контексте трансформации необходимо изучать на основах междисциплинарности, используя аппарат социологии, психологии и педагогики. Так, с помощью модели «Социальное действие» процесс трансформации в образовании получит важную социальную составляющую [3].

Важными являются еще две составляющие: технологический прогресс и глобализации. На сегодняшний день, эти составляющие ускоряют изменения и ведут к появлению новых знаний. Образование трансформируется в мобильную и открытую систему, где роль формального образования снижается, а влияние неформального и информального (т.е. выходящего за рамки стандартной образовательной среды) образования растет, появляются новые формы получения образовательных услуг, да и сама образовательная услуга претерпевает существенные изменения. Эти преобразования напрямую определяют изменение требований к профессиональным квалификациям, формированию новых профессий, учитывающих не только технологические, но и социально-экономические драйверы, которые приведены на рисунках 1 и 2 [1].


Рисунок 1. Социально-экономические драйверы [1, с. 4]


Рисунок 2. Технологические драйверы [1, с. 4]

Кроме приведенных драйверов на процессы трансформации в образовании большое влияние оказывает мнение субъектов, вовлеченных в образовательный процесс. Большинство учреждений образования проводит мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг. В оценке давно участвуют факторы, связанные с виртуализацией образовательного процесса: удовлетворенность материально-техническим оснащением, доступность электронных средств обучения и т.д. Результаты мониторинга часто можно найти на сайтах учреждений образования. Однако точечных исследований не достаточно, чтобы трансформировать систему. Необходим комплексный подход к выявлению запросов всех субъектов образовательного процесса. Уместно будет проводить опросы не только обучающихся, но и родителей, а также заинтересованных сторон. Такие опросы помогут сформировать дорожную карту и наладить процессы трансформации.

Так в США аналитическая фирма Eduventures систематически проводит исследование рынка технологий для высшего образования. Аналогичное исследование было проведено и в 2017 году. Главным результатом работы стала карта образовательных технологий, включающая более 600 компаний. Специалисты Eduventures провели сотни интервью с производителями и потребителями образовательных технологий. В итоге все участники рынка образовательных технологий были поделены на четыре группы: управление обучением и другие технологии для всего вуза; набор новых студентов; образовательный процесс; продвижение вуза [2]. Главная ценность исследования состоит в том, что в него были вовлечены как субъекты образовательного процесса, так и заинтересованные стороны, а в итоге получился готовый продукт, соответствующий общественным ожиданиям.

Учет общественного мнения при принятии решений в области трансформации и виртуализации крайне важен, он приведет к конкурентоспособности решений и минимизации затрат. Так, по данным исследования, проведенного компанией Ruffalo Noel Levitz, онлайн-студенты более довольны своим обучением, нежели те, кто учится очно. 74% онлайн-студентов довольны своим обучением в колледже, в сравнении с 53% студентов очной формы обучения. Также участников спросили, поступили бы они еще раз в свое учебное заведение, если бы могли вернуться в прошлое. Положительный ответ дали 75% онлайн-студентов и чуть больше половины очных студентов [4].

Процесс трансформации в образовании – вызов для социологов, педагогов и аналитиков, главный вызов для виртуализации образовательных процессов. Необходимо помнить, что виртуализация должна обязательно включать технологию поддерживающей образовательной среды с учетом общественных ожиданий. Все процессы призваны помочь образовательной системе не только с персонализацией и индивидуализацией, но и с предоставлением равного доступа к получению образования и снижением его стоимости.

Библиографический список

1. Бюллетень о сфере образования (июнь 2017). Реформы высшего образования: отечественный и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13584.pdf. Дата доступа: 15.03.2018.

2. Карта рынка технологий для образования в 2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edutainme.ru/post/edtech-2017/. Дата доступа: 20.03.2018.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия. – Изд. 2-е. – М.: Академический проект, 2002. – 880 с.

4. Цифра: 94% студентов хотят пользоваться смартфонами в классе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edutainme.ru/post/tophat-research/. Дата доступа: 15.03.2018.

Павлють Ольга Александровна


Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by