От вече — до наркотиков…
Очень просто о парламенте и зачем он нужен? Трезвый взгляд

Хотим мы или нет, но люди к работе парламентариев относятся неоднозначно… И это очень мягко будет сказано. На самом деле, работа законодательной власти — штука удивительно интересная и по-настоящему захватывающая.

На эту тему мы говорим с Петром Петровским — научным сотрудником института философии, сопредседателем редакционного совета аналитического портала «Евразия. Эксперт», многообещающим политологом и просто очень умным молодым человеком, имеющим свое мнение по ряду вопросов.

Нефть или парламент? Нечто среднее, пожалуй

Петр, начнем, пожалуй, с самого простого. Что такое парламент и зачем он простому человеку нужен? Я наблюдаю ситуацию глазами белорусского обывателя примерно так. Люди ждут от своего депутата, чтобы дорогу сделал, кодовые замки на подъезде поставил, детский садик поближе к дому открыл. А депутаты ведь ничего подобного сделать не могут, и тогда люди разочарованно думают: «Ну вот, нас опять обманули!». Разве не так?

— Я бы для начала хотел рассказать, откуда появился парламент. Тут интересная штука. Казалось бы, можно назначить условного директора, чтобы государство работало как некое ООО или ОАО. Так, например, происходит в Саудовской Аравии. Нет там парламента. Советы какие-то есть, шейхи. И еще нефть. Им хватает.

Так может, отсутствие парламента и наличие полезных ископаемых делают страну успешной?

— Нет. Вот, к примеру, другая успешная страна — Швейцария, имеет огромнейший опыт парламентаризма, причем это опыт — прямой демократии.


И что за этой мощной фразой про «прямую демократию» стоит?

— Прежде всего то, что Парламент – это тот орган, в который народ выбирает своих законных представителей. Но здесь нужно листать страницы истории.

Первоначально, в связи с небольшим количеством населения, народ не выбирал никого — сами как-то собирались. Вече у славян, тинг у германцев, древних скандинавов и т.д.

Собирались обыкновенные граждане — горожане, крестьяне, решали какие-то темы, которые были для них особенно важны и «свербели в мозгу»: как жить, по каким правилам жить, что выполнять или не выполнять ни при каких условиях.

Уроки истории. Школьные забытые азы

Вообще, новгородское вече закончилось очень плохо. Там Иван Грозный всех разогнал и просто утопил в крови город за вольнодумство. Нет?

— Ну да, в России, несмотря на кризисы, многие века во главе угла была абсолютная монархия. А вот в Англии, наоборот, победил парламент, принудивший монарха фактически подчиняться себе.

В разных странах к разным итогам приходили, но это уже — совершенно особая история. Просто основной смысл в чем? Само слово «ВЕЧЕ» — оно от старого доброго «вещать, говорить, обсуждать». В общем, все неравнодушные граждане «встретились, поговорили и приняли некое общее решение».

Но население стран росло, общественное устройство усложнялось. В общем, понадобилось постепенно приводить весь этот балаган к общему знаменателю, а в нашем случае — к избирательным системам.


Худо-бедно, но мы все это проходили на самых примитивных школьных уроках истории. Про то, как в Римской Империи или той же Древней Греции постепенно возникали представительские формы демократии и зачатки народовластия. Так ведь?

— Именно так. В Древних Афинах или чуть менее Древнем Риме определенная группа населения выдвигала своего кандидата или там депутата. Здесь же, на территории нынешней Беларуси, России, Прибалтики, в средние веки и до этого был универсальный термин «посол» (посол Рады, посол Сейма).

В общем, человека посылали для того, чтобы он представлял интересы определенной группы населения?

— Можно и так сказать. А если серьезно, то именно так реализовывалась главная функция парламента — представлять интересы максимального количества людей со всех территорий…

Тех, у которых имелся определенный интерес, свое видение развития государства или изменения правил жизни. И вот такие, активные люди, посылали своего представителя, который эти интересы оглашал, спорил с другими представителями, доказывал.

В сегодняшней ситуации нечто подобное происходит в рамках мажоритарной системы.

От мажоритарки до других полезных слов

Напомните суть этого термина, если можно…

— Мажоритарная система предполагает избрание представителей от конкретных округов, от конкретных территорий. Вот главный принцип.

Но мы можем к этому вопросу вернуться чуть позже.

А пока — еще один факт из истории. Со временем, когда произошло окончательное разделение труда, появилась профессия депутата — человека, который на профессиональном уровне разрабатывает законы и правила жизнедеятельности, используя для этого наиболее подходящий язык. В юриспруденции чрезвычайно важно подобрать правильные слова и сформировать выражения без возможности интерпретаций.


Кстати, люди на заре развития парламентаризма в Беларуси задавались вопросом: зачем брать врачей и учителей в парламент, если туда можно привлечь юристов, филологов на худой конец и снять проблему с Законами. А ведь действительно: зачем?

— Это, в самом деле, интересный вопрос. Есть люди, которые имеют масштабные знания в юриспруденции, ставшие кандидатами, докторами наук, профессорами. Но в массе своей они — теоретики, которые редко сталкиваются с конкретными проблемами в управлении, образовании, медицине. И как они будут создавать законы, способные влиять на эти и иные сферы? Не стоит забывать, что сферы эти постоянно меняются и двигаются, требуют живого, практического участия.

Да, немцы при своем железном канцлере Бисмарке пробовали ввести принципиально иную систему. Парламентарии избирались от конкретных профессий, специальностей. Были там военные, представители интеллигенции, крестьянства и т.д.

Такие системы пытались вводить и в других странах, но неизменно сталкивались с одной проблемой: какие-то группы населения оказывались в приоритете. Допустим, от условных управленцев получалось такое же количество депутатов, как и от крестьян, но крестьян было в 10-20 раз больше. Это ведь тоже одна из моделей, и тут вопрос: какая из моделей парламентаризма наиболее справедливая, что нужно брать за основу?

И есть ли здесь универсальный ответ?

— Нет. На эту тему в мире ведут споры уже не одно столетие. И вопросов меньше не становится. Ну вот как избирать — от партий, групп, по территориальному принципу? Открытым остается вопрос с полномочиями. Как к парламенту должна относиться исполнительная власть: подчиняться или параллельно формироваться?

И разные государства на эти вопросы по-разному отвечали. К примеру, швейцарцы заявляли: у нас есть парламент, возможность для референдума, и достаточно.

У французов наоборот — парламент оказался намного слабее президента. И это благодаря инициативам генерала де Голля, которому нужно было оперативно принимать решения, выявлять кризисные задачи и решать их максимально оперативно.

Или посмотрим на США. Там сегодняшняя законодательная система сформировалась только после гражданской войны XIX века. В США нет правительства. Фактически, администрация президента выполняет его роль. Но зато имеется федеральная система, при которой и конгресс, и сенат достаточно сильны.

Почему все же Президентская республика?

Это все интересно, но давайте посмотрим на нашу страну…

— Давайте попробуем. В Беларуси на сегодняшний день сложилась своя система. Причины ее возникновения известны. После распада СССР молодая республика была в глубоком кризисе 90-х годов. И тот, печально знаменитый Верховный Совет 12-го созыва, кстати, не был профессиональным парламентом.

Скажу больше. По первой редакции Конституции Республики Беларусь 1994 года профессиональность парламента не была закреплена. Это произошло только по итогам референдума 1996 года.

Правильно ли я понимаю, что депутат Верховного Совета в начале 90-х совмещал свою деятельность в Парламенте с основной специализацией и работой?

— Именно все так и происходило. И если мы посмотрим на коллизии 1991-1992 годов сейчас, то возникнет очень много вопросов, суть которых сводится к эмоциональному вскрику: «Как тогда можно было качественно выполнять свои функции, совмещая две работы, формируя исполнительную власть и требовать от нее перед этим парламентом каких-то отчетов?»

И в 1996 году был сделан исторический шаг, на самом деле. Именно 23 года назад в нашей стране был сформирован первый профессиональный парламент. Тогда же начал формироваться его профессиональный служебный аппарат.


Каким образом?

— Например, парламентарии получили возможность взять на работу двух помощников. Один работал по традиционным законотворческим вопросам, а второй — по вопросам проблем округа, что тоже немаловажно. Взятая за основу мажоритарная система требовала, чтобы кто-то работал с обращениями граждан.

Депутаты бывают разные, но у людей — каша в головах

Но парламентарии говорят все громче: проблемы с текущими трубами, с разбитым асфальтом нужно решать не депутатам Парламента — высшего законодательного органа, у которых несколько иные задачи по определению… А люди в ответ кричат о том, что их обманули и никому верить во власти нельзя. Что делать?

— То, о чем вы говорите, это проблема известная. Просто у белорусов нет представления о работе парламента и специфике деятельности местных советов.

Да, на сегодняшний день у нас нет профессионально работающих местных Советов депутатов. И это — реальный траббл (проблема. — РЕД.). Местные депутаты впопыхах что-то принимают, но у них не остается времени на качественную работу с гражданами по своим округам. Они незаметны и неизвестны, ни перед кем не отчитываются, как правило. Их деятельность не показывают по телевизору, про нее ничего обычно не пишут и не говорят.

Правда, есть одно маленькое «но». У нас, не стоит забывать, есть механизм отзыва неработающих депутатов.


С каких пор?

— Мажоритарная система дает право гражданам требовать от своего депутата отчетности. И поэтому многие депутаты нашего Парламента проводят собрания в округах, где отчитываются, что ими было сделано за определенный период. Они на виду.

Того же можно потребовать от местных Советов депутатов. К сожалению, так называемая гражданская компетентность у нас в зачаточном состоянии. Люди или забывают, или не хотят знать о том, что они — граждане страны, которым даны не только права и обязанности, но и определенные полномочия, которые способны их делать больше, чем просто врачами, учителями, зоотехниками…

По этому поводу Некрасов чуть не 150 лет назад писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Ну и что дальше-то?

— Повторюсь… Мы должны понимать одну вещь. Если людям предоставляются избирательные, контрольные и прочие права, то граждане должны быть готовы к их реализации. А вот насколько знают о своих правах и готовы к их реализации? Как говорится, «вопрос, конечно, интересный».

Если люди идут совершенно не в те органы власти и не к тем людям, требуя от них решения своих проблем, то это может значить в том числе и следующее. У них в головах настоящая каша, в которой перепутались компетенции совершенно разных органов власти.


И что опять же делать? Только не говорите, что нам нужно срочно образовывать граждан — эту фразу я слышу с детства и она вызывает такую же примерно реакцию, как уникальный слоган: «Курение вредит вашему здоровью».

— Образовываться и самообразовываться людям нужно. Это действительно так. Нужно просто изменить отношение к этому действу.

Но помимо этого, есть и другие необходимые процедуры. Важно усиливать работу местных органов. При этом мы не должны забывать о том, что часть вопросов уровню депутата попросту не соответствует. Посмотрим период работы Парламента за 2016-2019 годы. Так вот там наиболее резонансные обращения к депутатам связаны были не с компетенцией уровня местных советов…


Как можно было бы успокоить несчастных матерей на начальном этапе?

Можно пример такого резонансного обращения?

— Это, к примеру, все те эпизоды наркоторговли, в которых засветились подростки. В идеале вся эта драма могла выглядеть так.

Не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы определить точку кипения. Есть несколько мнений по этим вопросам. Первая: «А почему мы должны к этим детям-наркоторговцам так снисходительно относиться, если они губят других детей по сути?»


С другой стороны матери задержанных и осужденных говорят: «Мы должны проявить гуманность»… И идут за этой гуманностью к депутатам, в одну из комиссий. Узнают, кто в предыдущей комиссии вносил поправки в соответствующий закон. Тогда начинается работа круглых столов, в том числе с участием парламентариев. И вот это — наиболее эффективный метод, как мне кажется. С одной стороны, депутату не нужно никуда прятаться, он занимается своим делом. А с другой стороны, граждане видят, как реально работает правовой механизм, благодаря которому решается та или иная проблема… Ну или на крайний случай снижается градус кипения в обществе. И это тоже задача для Парламента, между прочим. Так что не верьте тем крикунам, которые скажут, что он не нужен. Ничего подобного.

P.S. В ближайшее время мы опубликуем вторую часть беседы с Петром Петровским, в которой поговорим о нюансах парламентской деятельности в Беларуси, России и Украине. Это будет реально интересно, как нам кажется.

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by