Калиновский. Викентий-Констанс. Кастюк. Кастусь…
Фантастическая история жизни и смерти одного национального героя
Все фотографии взяты из открытых интернет-источников. Заглавное фото: hb.bizmrg.com


22 ноября в Вильнюсе в торжественной обстановке захоронили останки лидеров антиимперского восстания 1863-1864 годов, в разное время казненных властями.

А сегодня, 23 ноября, мы хотим использовать этот яркий исторический повод, чтобы поговорить о персоне Константина (Кастуся) Калиновского.

Поехали.

Прошлое воскресенье. «Много нюансов»

Начнем же с другого факта современности. В день выборов депутатов Палаты представителей 7 созыва, 17 ноября, Александр Лукашенко, принявший участие в голосовании на своем избирательном участке, сказал представителям СМИ буквально следующее: «Я знаю роль Кастуся Калиновского в истории, там было очень много нюансов. Я предостерег наших историков, чтобы мы не ударились здесь в какую-то политику».

От осени 2017-го к осени 2019-го

Напомним, что четыре могилы с останками 20 повстанцев были совершенно случайно найдены на горе Гедимина осенью 2017 года. Достоверно установлено: в одной из могил были останки еще одного лидера кампании 1863-1864 годов, Зыгмунта Сераковского.

Косвенно подтверждено, что там был найден и скелет Кастуся Калиновского.

Чтобы не усложнять нашу историю всеми этими жутковатыми «выкладками от судмедэкспертов», примем за факт: именно с Калиновским в закрытом гробу под №2 прощались в Вильнюсе 22 ноября.

Церемония перезахоронения. Фото: 1reg.by

Так будет значительней и понятней, что ли. Ведь про остальных героев вильнюсской погребальной церемонии в нашей республике известно значительно меньше. А вот Калиновский так или иначе считается национальным героем Беларуси.

Есть улицы его имени, памятник на малой родине в Свислочи установлен опять же, в учебниках истории он фигурирует. Причем Калиновский  там был и в советские времена, и остается по сей день.

Правда, про него много раз приходилось и сегодня приходится слушать провокационные фразы примерно такого толка: нашего Кастуся повесили русские, закопали потом, как собаку. Руки его шляхетные связали за спиной, труп залили известью. В общем, надругались над покойником — зверье и изверги рода человеческого.

А теперь давайте посмотрим на эту, безусловно любопытную историческую фигуру, без лишних, сугубо политических эмоций. Рассмотрим как раз те «нюансы», о которых (в том числе) говорил Президент 17 ноября. Здесь очень много интересного. 

Ничего личного, или «литвинский Христос»

Первые шаги в мифологизации личности Калиновского были сделаны представителями царской власти в Северо-западном крае. Казнь через повешение они превратили в настоящее шоу, раструбив на весь Вильнюс (тогда Вильно) и окрестности, что будет повешен «коновод мятежа».

В свою очередь, Калиновский сам «поддал жару», стоя на эшафоте. Он постоянно перебивал чиновника, который читал приговор, обращался к присутствующим людям. А когда его назвали «дворянином», выкрикнул в толпу: «У нас дворян нет – все равны!».

Как бы там ни было, казнили в центре Вильнюса в марте 1864 года руководителя антигосударственного выступления. Были там и суд, и следствие. Хотя и проведено все было очень быстро и жестко, по законам военного времени.


Калиновский перед казнью. Кадр из фильма «Кастусь Калиновский» 1928 года

Ну какое государство в своей истории церемонилось, если кто-то выступал против его целостности? А Калиновский с оружием в руках боролся за отделение земель, входящих в состав Российской империи. Справедливо или нет представители империи туда вошли — вопрос другой. Но поводы для того, чтобы защищать завоеванное, у них были. 

Важно еще понимать то, что к смерти он был готов едва ли не с начала выступления. Судя по всему, видел себя и своих товарищей по восстанию своеобразными святыми пророками-мессиями, наследниками Христа.

За несколько месяцев до ареста писал: «Москали под разными фамилиями ищут меня в Вильне… То через окно на крышу, то другими способами всегда счастливо ускользаю из их рук. Бог надо мной покровительствует, а если придется повиснуть, то пусть это будет на потеху всем литовским панам и Москве… Вообще, виселица стала ныне тем, чем был крест, когда Христос сделал его символом спасения — ее освятили наши герои..

«Студент-петербуржец»…

Можно напомнить и такой факт. Калиновский получал высшее юридическое образование в Петербургском университете. К тому же его лечили за государственный счет. А через несколько лет, вместо работы во благо империи, он против нее же поднял многотысячный бунт. 

Сейчас бы это назвали откровенным недосмотром на местах, грубым идеологическим просчетом и проч.

Неудивительно, что российской власти данный факт дико не нравился. Документы ведь соответствующие остались. Допустим, в письме на имя ректора Петербургского университета Петру Плетневу студент Калиновский писал: «Лет несколько назад меня постигла эпилепсия. Я обращался ко многим докторам, но без всякой пользы. Лишенный всех средств, я имею честь покорнейше просить о назначении мне 30 руб. на мое лечение».

На документе была резолюция: «Студент Калиновский действительно болен, и за отличное поведение вполне заслуживает внимания». В общем, 30 рублей выплатили. И это были довольно большие деньги по тем временам.

Надо полагать, в свое время в столичном университете разбирались, по чьему недосмотру будущий государственный преступник получал все эти гранты из бюджета. В общем, власти были определенно обозлены против него. Однако дело здесь даже не в этом.

Интересно то, что происходило после публичной казни с его именем, превращавшимся в миф и отрывавшимся от реалий своего времени, как сказали бы ученые.   

Ластовский — почти как отец героя

Самым большим (по крайней мере — первым) «мифотворцем-калиновцем» стал известный белорусский ученый и писатель Вацлав Ластовский, уничтоженный в 1938 году.

Так вот, именно Ластовский фактически сделал из Калиновского общенационального героя, рыцаря в сверкающих доспехах, покровителя обиженных, униженных и оскорбленных.


Вацлав Ластовский. Фото: wikimedia.org

Классическая публикация Ластовского вышла в 1916 году в издании «Гоман». Статья называлась «Памяти справедливого». Там сказано буквально следующее: «Много лет пролежала у меня в тайном укрытии пачка бумаг, из которых отрывками хочу сейчас поделиться со своим гражданством. Бумаги эти – прозрачная память о погибшем борце за белорусское возрождение Кастюке Калиновском…»

Тут достаточно сказать лишь про чудеса с преобразованием имени. Ведь именно Ластовский решил упростить длинное «Викентий-Константин Калиновский» до «Кастюка Калиновского», а потом и до Кастуся Калиновского (это уже с помощью других историков).

Наверное, Кастусь звучало более благозвучно и минимум проще, чем Викентий-Константин. В общем, единомышленники-историки подхватили идею и миф, что этнического поляка Калиновского еще при жизни все называли Кастусём. И эта наивная легенда жива до сих пор.

Весьма специфическое использование самого имени. Точнее, фамилии

Во времена мягкой белорусизации, проходившей на территории Советской Беларуси в 20-е годы прошлого века, Калиновский стал едва ли не первым белорусским социалистом-революционером и чуть ли не братом Ильича по духу!

А что? Молодой герой, который боролся за предоставление земли крестьянам, выступал против кровавого царизма и был им же повешен, очень хорошо подходил тогдашней идеологии. В конце-то концов, старшего брата Ленина тоже повесили, но его дело не умерло и т.д.

Параллельно ушлые тогдашние историки начали откровенно вырывать из контекста цитаты союзников Калиновского, где в том числе говорилось о предоставлении земли крестьянам и уничтожении знати как класса. Ну это вообще получался праздник какой-то.

Поэт-социалист Алесь Дудар пошел еще дальше и затащил Константина-Кастуся в стихотворение о Советско-Польской войне, в котором всячески угрожал зарвавшимся полякам… образом Калиновского. Кстати, Дудар в 1938 году был расстрелян властями, а до этого обвинен в разжигании идей белорусского национализма. Но это так, к слову…

А за 10 лет до этого печального события, в 1928 году, вышел фильм Владимира Гардина под емким названием «Кастусь Калиновский». В этой яркой агитке Калиновский с саблей в руках бьется и с польскими панами, и с представителями царского правительства, которые издеваются над белорусскими крестьянами.

Правда, во времена жесткого сталинского свертывания «белорусизации» Калиновского тихонько убрали из пантеона главных социалистических героев: в сталинские времена далеко не все известные бунтари были востребованы.

К тому же, начиненный определенными полномочиями советский историк Самуил Агурский,  заявил тогда, что восстание проходило под польскими шовинистическими лозунгами, а Калиновский и вовсе был «мифическим героем».

У СССР с Польшей отношения в 30-е годы прошлого века складывались чрезвычайно запутанно. А Калиновский был все же классическим героем восстания, направленного на возрождение раздробленного Польского государства. Или будем серьезно дискутировать о том, что он от начала до конца сражался за создание независимой Беларуси? Ну-ну.   

За и против советской власти, но с именем Калиновского на знаменах

«Калиновцами» долгое время было принято называть либо участников восстания, либо студентов учебной программы, поддерживаемой правительством Польши. Однако «калиновцы» были и во времена Второй мировой войны. Причем как по советскую сторону, так и по антисоветскую.

Например, в период с 1943 по 1944 годы на территории Белостокской и Гродненской областей самым активным партизанским формированием была бригада имени Кастуся Калиновского. Это формирование провело большое количество диверсий против войск Гитлера. В бригаде сражался будущий известный белорусский писатель, друг Василия Быкова, гродненец Алексей Карпюк.

Впрочем, в среде антисоветчиков тоже были свои «калиновцы» – партизанские отряды, которые создавались с разрешения немецкого командования с лета 1944 года.

Один из отрядов антисоветской организации «Черный кот», действовавшей в послевоенный период под руководством Михаила Витушко, также был назван в честь Калиновского.

Интересно, что и советские партизаны, и антисоветчики искренне считали, что борются с захватчиками и оккупантами своей родной земли. Кому-то это может показаться удивительным и даже забавным, но они боролись с врагом под одним и тем же лозунгом: «За нашу и вашу свободу».

Новые времена

С наступлением перестройки и после ее сворачивания помимо национальных историков, громко и рьяно воспевавших Калиновского, начали появляться так называемые западнорусисты.

Поклонникам агрессивного «русского мира» Калиновский был как кость в горле. Правда, в качестве «разумной альтернативы» ему они зачем-то взяли графа Муравьева, которого назвали талантливым администратором, погасившего кровавый мятеж.


Новый "герой" Муравьев. Фото: d1825.ru

Достаточно нелепый подход. Дело в том, что этот «брыластый» Муравьев в истории навсегда остался как вешатель. И этим все сказано.

За последние годы с личностью Калиновского успели побороться многие ученые и эксперты в Беларуси.  Допустим, Яков Трещенок в учебнике по истории за 10 класс 2008 года издания показал руководителя восстания следующим образом: «По этнической самоидентификации, он был безусловно поляком и никогда не называл себя белорусом. Никаких объективных оснований превращать К. Калиновского в «национального героя белорусского народа» не существует».

Постоянный автор нашумевшего сайта «Regnum», Александр Гронский, и вовсе формировал образ Калиновского как польского террориста. Этот исследователь полагал, что Калиновский использовал крестьян для достижения собственных целей, ненавидел русских и призывал убивать православных.

Ну и так далее.

Истина посередине или как?

Нет уж, увольте от таких примитивных обобщений. Не был Калиновский «мясником» и убийцей, как его пытаются представить многие оппоненты на протяжении 150 лет после смерти.

Он относился к жизни людей с уважением и в общем-то не хотел лишних жертв. Об этом свидетельствует его объяснение, написанное в тюрьме: «В своем сознании я преступник не по убеждению, но по стечению обстоятельств, а потому пусть и мне будет дозволено  утешать себя надеждой, что действовал и я во имя  народного блага.

Дай Бог только, чтобы для достижения этого потомки наши не проливали лишней братской крови».

И вот что еще нужно сказать в режиме охлаждения горячих голов, делающих из нашего «дарагога Кастуся» мощный символ борьбы против всего русского-провластного. Вместо всех этих праведных воплей — вот вам еще один исторический факт.

Да, Калиновский выступал против царизма, но отнюдь не против русского народа, который называл братским: «Народ московский сотрясается от нашей вековой обиды. Он свободным братом нашим, а не угнетателем быть хочет и ответственность перед потомками за нашу железную неволю решительно возлагает на готовый умереть царизм». Это его программное заявление, если что. 

В общем, мы имеем дело с исторической фигурой, причем весьма непростой и противоречивой. Можно сказать чуть проще и четче. В свои 25 лет этот юноша, вчерашний петербургский студент, сплотил вокруг себя многих людей на территории нынешней Беларуси и Литвы, заразив их идеей большого антиправительственного восстания во имя довольно туманной свободы.  И ведь организовал все очень талантливо.

Да что там талантливо — гениально. Люди ведь не побоялись за ним пойти на верную смерть. Да и сам Калиновский от своих идей «борьбы за идеалы» не отказывался. А когда ему только исполнилось 26 лет, мужественно взошел ради них на эшафот в центре Вильно.

Судя по всему, этот вчерашний мальчик из обедневшего дворянского рода был большим романтиком, жестким и одновременно честным, искренним перед собой и сподвижниками человеком. Почему-то кажется, что он был намного мудрее тех, кто пытался использовать его имя в каких-то своих целях, безумно возвышая его.

А мы же постарались показать вам настоящего человека, во многом несчастного. С семьей отношения у него не сложились. Дела для себя в своем свислочском поместье он не нашел. И в итоге решил осчастливить человечество, заведомо зная, что шансы близки к нулю, а вот вероятность смерти в юном возрасте — огромна. В итоге все так и случилось. Жизнь закончилась, по  сути, не начавшись. Ради чего? Этот вопрос остается открытым. И ответы на него зачастую представляют из себя попытки подогнать решение очень непростой задачи под готовый ответ, который находится на последней странице учебника. Отнюдь не школьного...       


Фото: yandex.ru


Отрадно то, что сейчас его останки наконец-то похоронили... На легендарном кладбище Росу, по всем нормальным канонам, рядом с могилами значимых людей Беларуси, Польши, Литвы. 

А самое главное: этот торжественный финал дает нам основания предположить следующее. Оказывается, человечество может быть гуманным, сострадающим и цивилизованным. А значит, ничего еще для него не потеряно ни в настоящем, ни в будущем.

Всего вам доброго. 

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by

Сардиния и Беларусь сделают новые шаги навстречу
Туризм, образование и бесплатная практика в Италии
Подробнее