Что митрополит Филарет просил сделать главу Толочинской вертикали Марейко 15 лет назад
Оскверненная усыпальница в Халяпинке — чей это крест?

По итогам недавней поездки небольшой «группы реагирования» во главе с Геннадием Давыдько в Толочин мы вам обещали следующее: продолжить эту историю и более подробно рассказать о том, чем сейчас занимается наш друг, бывший председатель Толочинского райисполкома Александр Марейко.

Такие обещания нужно исполнять. И чем скорей, тем лучше.

От редакции


Америку мы не откроем. Заход в поисковую Интернет-систему позволяет быстро выяснить, что на протяжении последних трёх лет вышедший на пенсию Александр Марейко восстанавливает часовню-усыпальницу знаменитого в своё время рода князей Хоментовских. Однако в материалах этих есть много недомолвок и нестыковок. Постараемся быть предельно точными. У нас было время разобраться и подумать.

Небольшая историческая справка — вместо предисловия

Хоментовские — старинный дворянский род в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и Российской империи. Во время второго раздела Речи Посполитой представитель этого рода принял решение поддержать политику Екатерины II и встать на ее сторону.

Так что с тех пор история этого знатного польского рода более чем на ста лет оказалась связана с Россией. И ещё как связана…
Четверо Хоментовских стали генералами, двое были предводителями уездного дворянства (и не нужно тут ернически вспоминать персону Ипполита Матвеевича Воробьянинова из романа «Двенадцать стульев» — это довольно злобная, несправедливая сатира на весьма достойный слой общества).

Один из Хоментовских, Александр Яковлевич, являлся депутатом Государственной думы I созыва от Могилёвской губернии.

Другой, Пётр Михайлович, был персонально отмечен царем-освободителем Александром II и через год после отмены крепостного права (в 1862 году) назначен начальником интендантского управления Варшавского военного округа.


А генерал-майор Михаил Яковлевич Хоментовский был настоящим героем Отечественной войны 1812 года. Он руководил распределением войск 2-ой Западной армии генерала Багратиона при Бородино. По итогам этого, всемирно известного сражения, М. Хоментовского по личному распоряжению Кутузова наградили золотой шпагой с надписью «За храбрость». По итогам кампании 1812 года получил три боевых ордена.

В фундаментальной «Истории русского генерального штаба» о нем говорится так: «Один из отличнейших офицеров как по образованию, так и по боевой опытности».

И еще один факт. Начиная с начала XIX века все значимые представители этого знатного рода находили последний приют в усыпальнице вблизи своего имения Халяпинка. Усыпальницу начали строить в 1802 году и завершили в 1823-м. Там были погребены (а перед этим — забальзамированы) тела одиннадцати Хоментовских.


В принципе, это напоминает легендарный склеп рода Радзивиллов в Несвиже или усыпальницу Паскевичей в знаменитом Гомельском парке.

Однако Хоментовским повезло значительно меньше, чем Радзивиллам и Паскевичам. Для начала — территориально.

После революции окрестные жители разорили находившееся вдали от больших дорог имение Халяпинку. Княжескую усыпальницу вскрыли и варварски распотрошили. С забальзамированных тел вчерашней славы и гордости Российской империи были сорваны генеральские мундиры, ордена. Надгробные памятники растащили для строительных или еще каких-то нужд.

И сейчас трудно понять, кто именно похоронен сейчас в этой осквернённой святыне. На вопросы такого плана можно будет отвечать позже — если получится, конечно.


Вернёмся в начало XXI века

В своё время, в 2002 году, к недавно назначенному на свою должность председателю Толочинского райисполкома Александру Марейко пришли на приём граждане. Они рассказали, что получили земли под застройку и нашли там надмогильные памятники генералам Хоментовским. «Что делать?» — был естественный вопрос со стороны этих законопослушных граждан.

Марейко тогда распорядился массивные гранитные плиты разместить на территории военкомата. Генеральские памятники — военкому под контроль. Тогда это казалось логичным.

А уже после начала работ по возрождению знаменитого ныне Покровского женского монастыря Александр Васильевич услышал об истории Халяпинки и осквернённой усыпальницы Хоментовских.

В 2006 году стремительно поменявший своё лицо и статус монастырь посещал митрополит Филарет. И вот он напутствовал главу местной вертикали Марейко на возрождение безбожно униженного и разорённого осатаневшими людьми места под Толочином.

Однако руки у Марейко тогда до Халяпинки не то что не дошли… Много было других дел. Тем более, что через несколько лет он возглавил Витебский маслоэкстракционный завод и за 7 лет директорства на нем превратил лежащее на боку предприятие в одного из флагманов масложировой отрасли, крупнейшего экспортёра и проч. В 2012 году стал человеком года Витебщины. В общем, суета, но весьма достойная и необходимая.

Однако ничто не вечно под луной, а любая директорская и прочая карьера имеют начало и свой логический конец. Это только колбаса имеет два конца, если верить сказочнику Андерсену.

Ну а если серьезно, то в нашем случае ничего сверхъестественного не произошло. Наевшийся «легкого» директорского хлеба Александр Васильевич Марейко вышел на пенсию «по выслуге лет». К тому времени бравый Толочинский военком уже сгрузил памятники Хоментовским на подворье экс-главы района.


Если интересно, это надгробные плиты — уже упомянутого Михаила Яковлевича Хоментовского, его жены, брата Федора (тоже генерал-майора), а также обласканного царем-освободителем Петра Михайловича.

Местные граждане шептались, что продуманный Марейко при жизни озаботился обеспечить себя и всю семью «надгробным мемориалом» и хранит весь этот набор у себя вблизи дома. И смех, и грех в общем.

В реальности картина выглядит так

С 2017 года Александр Марейко практически в одиночку занимается восстановлением усыпальницы Хоментовских в Халяпинке. Места это замечательные, заповедные где-то, но глухие. Полное бездорожье. Поэтому Александр Васильевич добирается туда на «советском вездеходе» — «Ниве». Мало найдется машин, которые туда смогут приехать своим ходом. Неудивительно, что во время войны здесь при переправе через речку намертво застряла немецкая танкетка. Ее в итоге пришлось бросить.

Но у нас, слава богу, не война. За 3 года Марейко удалось добиться самого важного: своеобразной консервации объекта, находившегося в шаге от полного разрушения. Частично перекрыл крышу и водрузил на место потолочные балки, полностью восстановил одну стену. Да, по бездорожью он перевез и установил тут плиты-памятники Хоментовским, которые многие годы покоились в его дворе, не радуя домочадцев…

Он спилил вековые деревья, растущие по периметру усыпальницы. Кстати, одна такая многотонная липа упала на купол часовни. Ее пришлось аккуратно убирать.

Много чего оказалось сделано одним человеком того, с чем не всякая строительная бригада справилась бы…   

Так вот, небольшой десант от Республиканской «Белой Руси» навещал Халяпинку 11 января. Было очень холодно, снежно и пустынно. Можно было лишь робко представлять, что здесь было, что стало и что еще может быть.


 
Безусловно, кому-то действия Александра Марейко кажутся странными. Новые времена отучили нас от бессребренничества — работы ради идеала и идеи, а не за деньги. А тут... Немолодой в общем-то человек гробит собственную машину, тратит свои деньги и время, рискует жизнью (такие работы на разваливающемся объекте достаточно опасны, смеем вас уверить. — РЕД). При этот не произносит лозунгов о своем вкладе в процветание малой толочинской родины, подчеркивая, что родом с Полесья. Денег из бюджета опять же не просит принципиально. Ну чудик какой-то…

Параллели с «Белым солнцем пустыни», или мне за державу обидно

Вот есть тут реальные черты сходства двух личностей — вымышленного таможенника Верещагина из первого советского вестерна на тему гражданской войны и вполне реального Марейко. И у того, и у другого —хороший дом, отличная семья… Ну что нужно еще для того, чтобы спокойно встретить старость? Однако вот обостренное чувство несправедливости обоих вытолкнуло за порог своих распрекрасных домов. И получили проблемы.

Верещагин в итоге погиб…

А Марейко перестали понимать очень многие сограждане, «нормальные мещане». Неудивительно, что кто-то из толочинцев придумал такое «логичное объяснение» всему происходящему. Мол, «кто-то из Хоментовских, что за границей живут, дал нашему Василичу 25 тысяч долларов на Халяпинку — вот тот и старается, отрабатывает. Ага».  


Люди ищут понятного объяснения тому обыкновенному чуду, что происходит у них на глазах. Но делают это порой довольно глупо и хамски. Отсюда и круглая сумма в долларах на руки, и зарубежные спонсоры. Разумеется, все это — полнейшая чушь.

По нашей информации, род Хоментовских после революции был вырублен под корень. Кто-то погиб на советской земле, но большинство сгинули в эмиграции. Там всякого хватало.  

Но обывателю объяснять суть живого, настоящего очень трудно. «Скисли мы душами…», — если вспоминать актуального на все времена Высоцкого…

«Околомонашеское послушание»

Сам Александр Васильевич полушутя говорит, что Халяпинка — его своеобразное послушание. Мол, не хватило времени, когда был во главе района, не сумел тогда организовать людей — будь добр сделать теперь, не отвлекая никого от их повседневных работ. Да и разговор с Филаретом, его очень тёплое напутствие на восстановление часовни он чтит.

И вот еще какой нюанс. Так уж совпало, что Марейко вспоминал об этом разговоре с самым, пожалуй, известным белорусским православным священником 11 января. А 12-го Филарет умер. Пусть это будет совпадение, но слова легендарного митрополита в контексте нашей истории сейчас звучат по-другому: «Жизнь очень коротка. Торопитесь совершать добрые дела».

Кстати, в примыкающей к Халяпинке обезлюдевшей деревне Реучье (есть данные, что до отмены крепостного права она принадлежала Хоментовским) имеется еще одно удивительное место. На месте разрушенного после революции храма из-под земли бьет родник. И вода эта в самые жесткие холода остается почти теплой, прозрачной и очень вкусной. Мы пробовали.


Конечно, это все — очень интересная, грандиозная и мало исследованная часть нашей истории. Однако она оказалась никому неинтересна. А без поразительного энтузиазма отдельно взятого человека (которого всевозможные надзорные службы подозревали в понятном им желании растащить разрушенную часовню для своих нужд) на Халяпинке можно было бы поставить крест. Ан нет.

Что сейчас в сухом остатке?

Проще всего было бы написать, что вдохновленный визитом и мудростью председателя «Белой Руси» пенсионер Марейко тут же получил дополнительный импульс и все вокруг «заверте…». Однако такие, откровенно глупые сюжетные повороты мы оставим на откуп другим изданиям и журналистам-мыслителям.

В реальности же ситуация такая.

Александр Васильевич продолжает заниматься своей кропотливой работой над спасением усыпальницы Хоментовских. Кирпич и балки он по большей части берет из расположенной вблизи забытой сыроварни XIX века. Кстати, сыры эти Хоментовские активно продавали по всей Российской империи и даже отправляли на экспорт. Впрочем, такая информация более интересна Минсельхозпроду. И то вряд ли...

На сегодняшний момент Александр Марейко озабочен тем, чтобы сделать фундаментальную крышу каплицы, способную защитить помещение от снега, дождя, мусора. Вы сами понимаете, как это важно.


По состоянию на 22 января он уже нашел материал по доступным ценам, предварительно договорился.

Если все получится, то после решения «крышного вопроса» начнет максимально укреплять стены, продолжит работы внутри. Так что на этот год работы хватит.

Разумеется, декор и другие художественные нюансы — это уже дело узких специалистов. «Я туда не лезу и не полезу», — констатирует Александр Васильевич. Впрочем, министерство культуры туда тоже не лезет. Мол, исторической ценности ваша Халяпинка не представляет. Вот с такой постановкой вопроса мы намерены поспорить.

А вообще, Геннадию Давыдько эта история запала в душу. Сам он когда-то родился в еще одной оказавшейся на отшибе (как и Реучье) деревне на Витебщине, Поповке. Настоящую красоту, как природную, так и душевную, будучи человеком творческим, ценить умеет.


Не будем давать пустопорожних обещаний, но… «Белая Русь» начиная с весны 2021 года планирует начать оказывать помощь Александру Марейко. Что это будет по форме и содержанию — посмотрим и покажем. Не хотелось бы одного: имитации бурной деятельности.

Да, и раскроем небольшую тайну. К изданию весной либо летом 2021 года готовится сборник в формате «Край, в котором я живу», посвященный людям и уголкам Беларуси, чья история не слишком-то известна… Ну или мало «раскручена», а заслуживает в то же время пристального внимания общества.

Одна глава в этом издании будет непременно посвящена Александру Марейко и Халяпинке.

Всего вам доброго…

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
pomogut.by
Белорусский республиканский союз молодежи
brsm.by
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by