Валерий Раевский — глыба белорусского театра. А также человек, открывший зрителям нового Владимира Высоцкого
«Художник, рисующий на песке»

Как и было обещано в материале «Баня для души», посвященном памяти Валерия Раевского — многолетнего художественного руководителя Купаловского театра, сейчас мы хотим показать вам увеличенный портрет этого гениального человека и режиссера.

Личное вступление-предисловие

Мне посчастливилось общаться с Валерием Николаевичем в то время, когда он был полон творческих планов. Недавно им был поставлен этапный спектакль «Князь Витовт» с размышлениями о белорусском государстве и роли личности в его становлении. Я был счастливчиком, допущенным в его «главрежевский» кабинет под крышей того, старого Купаловского.

И было интересное, откровенное интервью. В нем речь шла в частности о том, что (с одной стороны) театральный режиссер рисует артистами, как художник красками на холсте, а с другой — он создает свои картины на песке морского залива. Мол, неумолимое время, как море, стирает все нарисованное или выстроенное на желтом или там белом песочке.

В справедливости этих метафор я убедился сейчас, когда хотел это интервью, практически двадцатилетней давности, разместить на нашем сайте… А потом заявить, что оно нисколько не утратило актуальности и усесться на пятую точку: в ожидании признания или восторженных комментариев.

А ничего подобного. Те газеты, в которых я трудился 20 лет назад, благополучно приказали долго жить. В интернете их не было и нет.

Поэтому найти свой же материал по клику компьютерной мышки не удалось. Поиски в архивах Национальной библиотеки тоже ничего не дали. То есть интервью как бы есть. И его как бы нет.

К счастью, человеческая память устроена так, что самое важное там остается до последнего вздоха или там выдоха. Поэтому я попробую нарисовать портрет Валерия Николаевича уже не в формате старого интервью, все равно оставшегося в моей голове, пусть и фрагментарно…. Но попытаться расширить его с помощью новых, доступных средств.

Удача на мой стороне. Три документальных фильма про него снял отличный режиссер Сергей Катьер. На их основе он сделал своеобразный творческий экстракт, который представил участникам вечера памяти Валерия Раевского 20 июня. Рекомендую. Там есть, что посмотреть и над чем задуматься. Ну и благодаря этим съемкам мы можем представить вам блок оригинальных цитат от Мастера.

Во-вторых, о Раевском в этот вечер, 20 июня, пронзительно говорили коллеги и друзья.

В-третьих, что-то и мне самому за эти двадцать лет удалось осмыслить и выйти за рамки желтой или узкоспециальной прессы, которой я отдал слишком много времени и сил.

Но вступление, как всегда, затянулось…

Почему именно Раевский и с какой стати — на сайте «Белой Руси»?

Я предвижу этот вопрос и даже банальный ответ на него. Мол, нынешний председатель нашего объединения, Геннадий Давыдько, когда-то в Купаловском театре появился во многом благодаря Раевскому. При нем прошел путь от молодого актера до директора, дальше стал депутатом и вообще… Как тут не быть благодарным, ага? Отчасти это так, и умение быть благодарными — как раз то, что делает нас людьми, кстати.

Однако дело не в нашем случае не только в этом. Для того, чтобы выразить признательность Учителю, у Геннадия Брониславовича есть иные возможности и площадки. Уж поверьте.

Мне же лично показалось интересным в данном случае то, что именно Раевский создал оригинальную театральную историю Великой Отечественной на белорусской сцене. Он сумел сделать ее масштабной, узнаваемой, волнующей сотни тысяч людей в рамках всего Советского Союза. А это — большой Поступок.

Как можно забыть и пройти мимо такой истории? К тому же сейчас, когда мы отмечаем 75-летие освобождение Беларуси от фашизма…

Напомним, за спектакль «Рядовые» по пьесе Дударева, поставленном к 40-летию Великой Победы, Раевский был удостоен Государственной премии СССР. Почти каждый его спектакль о прошедшей войне становился явлением в культурной жизни, причем не только белорусского театра. Это «Трибунал» Макаенка, «Плач перепелки» Чигринова, «Последний шанс» Быкова…

Раевский сам объяснял свой интерес к военной теме в свое время так: «Там истинные трагедии, там ощущения и страсти настоящие. Сами обстоятельства войны заставляют работать на грани жизни и смерти. Хотя сам я войны не помню. В два года по Дороге жизни, по льду Ладоги меня вывезли из блокадного Ленинграда. И выстрелов, кажется, не слышал...»

Кроме того, хочется на нашем сайте показать образ человека пусть и принципиально беспартийного, анархичного, но зато абсолютно честного перед самим собой и другими. В доказательство этого — вот такой информационный блок от одного лица.

13 цитат от Раевского 

1. Режиссерская профессия требует огромного терпения и такта. Возможно, такт даже на первом месте. Режиссеру ведь требуется нарисовать картину актёрами, которая была бы интересна не только ему самому, но и зрителю, самовыразиться таким образом. И дай Бог, чтобы каждому из нас в этой жизни хотелось выразить себя именно в своем деле.

2.Театр — это маленькая модель государства. И управлять здесь приходится по-настоящему. Представляю, как им тяжело меня терпеть. Не скрою, мне тоже с ними бывает чрезвычайно трудно. И это — естественно. В сами отношения актёра и режиссёра изначально заложен антагонизм, поскольку актер должен подчиняться. И чем он внутренне богаче, тем сложнее ему это делать. И тут уже многое зависит от личности режиссёра. 

3. Жизнь — радостная случайность. И все равно человек одинок. Самое великое действие — это терпение. Мы невероятно многое терпим в этой жизни. Мы привыкли к барачному существованию, проживая порой жизнь бездарно. Мы все время на дне и стараемся выкарабкаться наверх.

4. У Достоевского ведь есть замечательные слова: «Страдания очищают». Но иногда хочется выкрикнуть: «Разве без этого нельзя? Почему великая духовность чаще всего связана с финансовой нищетой?» Это когда художник должен каждый день думать, как ему дожить до следующей получки. И если бы только художник… тут можно много говорить о наших замечательных врачах, прекрасных педагогах и так далее, и так далее. 

5. Все мы повязаны поисками какого-то пути. А может, мы эту дорогу никогда не найдём и весь смысл жизни — бесконечный, бессмысленный поиск дороги на этой территории? 

6. Мне приятно и грустно бывает вспоминать Могилёв моей юности, 50-е годы. Правда, кто-то из друзей нанёс мне тогда удар по самолюбию, сказав, что из Валерки ничего не получится в этой жизни. А я стоял на берегу Днепра и орал в небеса: «Я все равно состоюсь, реализуюсь, вот увидите».

А вообще, отличное было время. Молодость. Мы увлекались музыкой, женщинами, рыбалкой. Всем увлекались. И непонятно, куда могли пойти и прийти в итоге. Варианты имелись. Были и драки, и кражи, и иные, достаточно серьезные проблемы с законом. Но судьба как-то выкрутила и привела нас, куда хотели прежде всего мы сами.



7. Человек взрослеет со смертью матери. Инфантильность уходит, когда умирает твоя мать. И вот тогда встает вопрос: сможешь ли ты стать тем человеком, который сделает за свою жизнь что-то свое… то, что другому не сделать никогда? 

8. Мой друг по Могилеву, замечательный поэт, ныне лауреат Госпремии СССР Игорь Шкляревский, с юности смотрел на мир как бы сквозь вечность. Но и меня с молодости чрезвычайно смущала узость мышления, ограниченность. Тут очень важно получить возможность обогащаться от тех, кто с тобою общается. И здесь мне невероятно повезло. 

9. Три года работы в театре на Таганке в качестве режиссера дали мне невероятно много. Я приехал в Минск свободным, раскованным, энергичным и знающим, чего хочу.  

10. Когда-то, в пресловутые застойные времена, я публично заявил: «Если у нашей партии нет политической оппозиции, то такой оппозицией должно быть искусство, в частности — искусство театра». В итоге поднялась страшная буря, мне грозили какими-то жуткими карами, кто-то наоборот — сострадал. А ведь я как раз сказал тогда правду… 

11. Больше всего в жизни меня раздражают глупость: как человеческая, так и общественная. Наверное, это нормально. Я не люблю демонстраций, когда люди идут в ногу. И никогда не умел петь в хоре. По природе своей я анархист. Как и всякий художник, не могу быть в толпе.

Так или иначе, художники — антагонисты абсолютно любому государству. Это такие социалисты, коммунисты, идеалисты  — как это ни странно для кого-то звучит. Мы ведь все время мечтаем, вольно или невольно, о свободе, равенстве и братстве для всего человечества. Хотя это анти-природно по сути своей. Никогда этого не будет.

А вообще, суть всякого настоящего художника — тоска по совершенству. Чем сильнее в нем это чувство — тем гениальнее он может выразить себя как личность. Когда есть тоска по совершенству, есть крик и боль за маленького человека — это обычно хорошая литература, а потом, соответственно, и театр, и все остальное…

12. Чем ближе человек к краю (а мы все к нему активно маршируем) — тем острее ощущается им эта удивительная красота бытия.

13. Я знаю себе цену и знаю, что могу плакать там, где другой пройдёт мимо. Вот и все.

Наш человек с Таганки

Разумеется, в рамках такой публикации есть смысл чуть подробнее остановиться на Таганском этапе жизни и творчества Валерия Раевского. Опять же, заголовок к тому обязывает.

Так вот, будучи студентом Минского театрального вуза, Валерий Николаевич три года проработал режиссером в одном из самых знаменитых театров Советского Союза — абсолютно раскованном, свободомыслящем и диссидентском. Достаточно назвать имена художественного руководителя этого театра Юрия Любимова и артиста Владимира Высоцкого.

Мы назовем тут две детали, хотя опять же… Эта история — тема для большой книги. Но у нас не книга. Поэтому все что можем.

А. Дипломным спектаклем Раевского на Таганке стал «Пугачев» по поэме Есенина, где Высоцкий сыграл пугачевского сподвижника Хлопушу. В этом спектакле Владимира Семеновича увидела Марина Влади и обалдела от той энергетики. Эти кадры спектакля стали каноническими. Но далеко не все знают, что вот этот ход, когда герой Высоцкого пытается прорвать, разорвать цепи на его пути, предложил и репетировал с актером-поэтом молодой режиссер из Минска.

Да вот эти кадры. Спасибо хронике. 

Б. Ну и, конечно, спектакль «Жизнь Галилея». Его Раевский ставил самостоятельно, сделав ставку на Высоцкого. Кстати, это была его первая большая драматическая театральная роль. До этого же он воспринимался, как автор стихов и песен, актер небольшого диапазона — в крайнем случае. Так что кто его знает, получился бы потом «Гамлет» у Высоцкого с Любимовым, не будь того же «Галилея» с Раевским.

Сам Валерий Николаевич так вспоминал о том творческом периоде: «Это роскошное полотно о жизни гения, о государстве, созданное драматургом Брехтом. На Таганке долго шел этот спектакль с Высоцким в главной роли. Как и на остальные постановки, билеты достать было чрезвычайно сложно, практически нереально. Однажды возле театра я увидел студента, на шее у него висел плакат, на котором было написано: «Что это за жизнь! У кого есть билет на «Жизнь Галилея»?»

Слова, которые необходимо было записать

Как было сказано выше, мы хотели бы в произвольной форме ознакомить вас с мыслями некоторых людей, принимавших участие в творческом вечере памяти Валерия Раевского в день его 80-летия.  

Геннадий Давыдько: «Он был разным, но великим даже в смешном»

«Мне страшно не хватает учителя и друга, его ненавязчивых уроков культуры и, извините, духовности. Мы говорили на репетициях о том, что нельзя мельчить в этой жизни. О том, как важно стараться жить в вечности, на сквозняке времён. Жить, пронизываемыми великими, истинно высокими чувствами. 
Валерий Николаевич был учителем по жизни, а не просто режиссёром. При том что не был он особо счастливым человеком. Вряд ли кто-то видел у него счастливые глаза или слышал от него заразительный смех.

Каждый спектакль был для него серьезным испытанием. Как он мучался над тем же спектаклем «Рядовые», который стал одной из визитных карточек того Купаловского. Это была невероятная просто история поисков формы, сути, искренности, нерва.  

При этом он не был злым, очень любил своих актеров. Давал всячески понять, что человек живёт для реализации своих идей и нужно спешить, потому что жизнь уходит быстро. 

Валерий Николаевич являлся великим режиссёром. Но Бог, давший ему великий талант Мастера, наделил его массой забавных черт. Он был удивительно доверчивым, мнительным. Поэтому его легко разыгрывали. Хотя слабости человека делают его Личностью. Напыщенные, монументальные персоны как раз оказываются смешны. А Раевский таким никогда не бы
л».


Борис Луценко, экс-худрук столичного Русского театра: «Время — самый страшный тиран»  


«Мы с ним вместе проучились два курса в Минском театральном институте у Владимира Маланкина. И тот нас все время весьма своеобразно взбадривал. Одна из его любимых фраз звучала так: «Я не хочу, чтобы вы стремились к тому, чтобы стать актёрами или там режиссерами. Когда станете личностями, вот тогда можете становится кем угодно — на здоровье».

После второго курса он нас с Валерием собирался отчислить. Мол, тьфу на вас, какие вы режиссеры. Тоска зеленая. И мы в итоге решили Маланкина избить. Даже продумали, как это сделаем: мешок на голову, чтобы не опознал… И вперед, пускай потом разбираются, пока он в больнице отлежит. Но все в итоге закончилось нормально. На третий курс мы перешли, а Маланкин остался цел и невредим.  

Более того. Мы от него получили карт-бланш, разрешение работать в других театрах, на выбор. А в Минск нам было разрешено приезжать только сдавать зачеты и экзамены. Приехали мы для начала в Ригу, там мама моя жила. Осмотрелись — и рванули на мотоцикле в Москву. Четыре дня ехали. Там пошли на «биржу труда». И вот Раевский, то ли за счет своего обаяния, то хитрости оказался в театре на Таганке. Говорят, главному режиссеру Любимову в нем понравились три вещи: глаза, умение проникновенно, с хрипотцой читать стихи… А также то, что он был невероятный грибник. (смеется. — РЕД.).

А если серьезно, время — это самый страшный тиран. Оно стирает… грань за гранью с грифельной доски нашей жизни, сметая с нее самых талантливых людей — в первую очередь.

Но я надеюсь, что все на этой стадии не заканчивается. Иной мир существует. Валерий в него верил и, надеюсь, он слышит то, что о нем сегодня говорят и думают».

Андрей Курейчик, драматург, сценарист: «В нынешнем Купаловском бываю редко. На то есть причины…»


«Моя театральная жизнь в Беларуси началась с пьесы, которая изначально называлась «Згублены рай». И Валерий Николаевич взялся ее ставить. Причем настоял на том, чтобы она назвалась «Загублены рай», сказав: «Андрей, ты сам не понял, о чем твоя пьеса».

Так одной фразой он изменил контекст всего спектакля, сориентировав постановку на то, что человечество не потеряло, а именно сгубило свой Рай. 
Возвращаясь к этой давней истории, могу назвать его гениальное качество: он мог видеть и чувствовать  дальше, глубже, серьёзнее, чем та литература, с которой имел дело. Поэтому и постановки получались глобальные, масштабные.

Я всегда гордился тем, что мой старт состоялся с его помощью.

Искусство — это умение быть большой личностью. И он им владел в совершенстве.

К сожалению, два последних года жизни Валерия Николаевича оказались творчески практическим пустыми. Тому причиной были и его болезнь, и иные факторы. Про них я говорить не хочу. Но и в нынешнем Купаловском практически не бываю. Слишком горькие воспоминания». 

Сергей Катьер, режиссер-документалист: «Молюсь за него каждое утро…»


«Мы не были друзьями. Но я видел и чувствовал, что я ему по крайней мере не противен. И сделанные по итогам общения с ним большие телевизионные проекты он так или иначе принял. Хотя был Валерий Николаевич человеком довольно закрытым, но в беседах со мной оказался предельно открытым, смело шёл на амбразуру, веря в то, что в невыгодном свете я его не представлю и не подставлю. 

И вот еще что. Сегодня, когда я встаю утром, то начинаю свой день с молитвы за ушедших, бесконечно близких людей. Их с каждым годом становится все больше, к сожалению. И вот странная вещь. Человек, который не был моим учителем, не стал даже приятелем — он всегда был и остается в этом списке. Каждое утро я его вспоминаю.

А если, по какой-то причине, не называю его, то потом чувствую себя неуютно целый день. Видимо, ему это нужно там.

Значит, в моем сердце он живёт. И дай Бог ему на том свете возможность заниматься любимым делом и знать, что за него здесь молятся и помнят».

Послесловие

В конце июня на одном из популярных белорусских сайтов появился большой материал, посвященный Раевскому. За 2 дня его просмотрели порядка 2 тысяч человек. А вот публикацию про бесплатный концерт Тимати в Минске посмотрели и почитали сходу свыше 40 тысяч граждан и гражданок.

И вот этот факт огорчает.

Знаете, Валерий Николаевич чрезвычайно ценил умную, глубокую поэзию. На его счастье, до эпохи расцвета Тимати он не дожил. Это уже — наш крест, и нам его нести.

Но закончить его весьма субъективный словесный портрет я хочу строчками из любимого им Окуджавы. Говорят, Раевский, страстный рыбак, любил бормотать на рассвете, на первой поклевке, не Тимати и не Макса Коржа, к примеру, а вот такие строчки из окуджавовского стихотворения «Человек»:

Дышит воздухом, дышит первой травой,

камышом, пока он колышется,

всякой песенкой, пока она слышится,

теплой женской ладонью над головой.

Дышит, дышит — никак не надышится…

Дышит матерью — она у него одна,

дышит родиной — она у него единственная,

плачет, мучается, смеется, посвистывает,

и молчит у окна, и поет дотемна,

и влюбленно недолгий свой век перелистывает.

Ну и вот здесь будет уместно выглядеть ссылка не теле-документальный шедевр Сергея Катьера с абсолютно живым и таким актуальным Раевским. Это — мощно.

Александр Новиков, ведущий специалист по работе со СМИ Республиканского общественного объединения «Белая Русь»

P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке публикации Геннадия Давыдько, Ивана Пинигина, Сергея Катьера.

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by