10 веков одного классного города. Школьный взгляд
Брест — наши ворота в Европу. И это правда
*Все иллюстрации взяты из открытых интернет-источников. Заглавное фото:  shegby.ru

Отгремели торжества по поводу 1000-летия Бреста. На сайте про них достаточно много писалось, говорилось и прославлялось. Но это были взрослые эмоции.

А теперь мы хотим представить вам небольшой исторический очерк на тему Бреста от 15-летнего школьника из Минска Алексея Новикова. Конечно, там еще не так много своего, авторского, индивидуального.

Но любые пробы пера, а также творческие, конструктивные инициативы стоит поощрять. На этом стоит сегодняшняя «Белая Русь». Вот.

От редакции

Я бывал в Бресте много раз. И в этом, довольно небольшом сообщении, хочу коснуться нескольких фактов, про которые узнал из книг, интернета… А также во время прогулок по уютным улочкам и историческим местам этого города.

Прежде всего, хочу отметить, что Брест – один из древнейших городов нашей республики. Всем известно, что в 2019 году отметили его тысячелетие.

Кстати, памятник в честь этой даты был установлен на одной из площадей еще в 2009 году. Заблаговременно, как шутят знающие люди.



До юбилея оставалось 10 лет. Но надо значит надо. Фото: planetabelarus.by

Есть две теории происхождения его (города в смысле) первоначального названия — Берестье. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «береста́» (кора березы) или от «берест» (вид вяза).

Древнее Берестейское городище, если верить историкам, располагалось на мысе, образованном правым берегом реки Западный Буг и левым рукавом реки Мухавец.

Историки уверяют, что это был перекресток важнейших торговых путей, проходивших через земли восточных славян в Европу. Данное место сейчас примыкает к не нуждающейся в моем представлении Брестской крепости. Там открыт интересный археологический музей.



Музей Берестье. Фото: welcometobelarus.ru


Считается, что почти 1000 лет назад Берестье являлось серьезным торговым центром и важной крепостью на рубеже польских и литовских владений. Оно находилось на перекрестке двух торговых путей, связывавших поселение с Западной Европой и Ближним Востоком. Тоже любопытно, как мне кажется.

Интересно и то, что в 1390 году Берестье первым среди нынешних белорусских городов и вторым после Вильно в Великом княжестве Литовском получило право на самоуправление, известное как Магдебургское право. Городу позволили использовать свои герб и печать.

В 1441 году его официально признали одним из 15 главных городов Великого княжества Литовского.

Разумеется, у успешного Берестья появлялись враги. За свою историю город много раз сгорал, был уничтожен. Но важно то, что он неизменно восстанавливался и становился только лучше и красивее. 


 

  Примерно таким был некогда город Берестье Фото: samlib.ru

Одно из своих исторических названий — Брест Литовский, известных нам сегодня благодаря продукции компании «Савушкин продукт», город получил после объединения Польши и Великого княжества Литовского.

Берестье вошло тогда в состав нового государства – Речи Посполитой. Это было опять же очень давно, в 16 веке.

К сожалению, следующий, 17 век, для Бреста Литовского стал временем серьезных военных потрясений — из-за польско-русских и польско-шведских войн. Войны и разорения привели в упадок торговлю этого города.

Для чеканки мелкой монеты с целью выплаты долга войскам и пополнения опустевшей государственной казны в Берестье был открыт в 1665 году первый на землях Беларуси монетный двор. Это еще один интересный факт из истории. Но даже свой монетный двор ему не особо помог… Хотя в память об этом историческом факте в городе установлен оригинальный памятный знак: на пешеходной улице Советской. Но это — сейчас, когда все тихо, мирно и красиво.



Кошелечек-памятник. Фото: unplaces.ru


А тогда ведь лишь к середине 18 века город получил очередную возможность, чтобы возродиться. В 1770 году здесь открылась королевская суконная мануфактура, а через пять лет начали строить Днепровско-Бугский канал. Больно уж место оказалось хорошим. Хотя опять же — как сказать.

Ведь расцвет продолжался недолго. В конце 18 века произошел третий, окончательный раздел Речи Посполитой. И в 1795 году Брест Литовский со своим скромным населением в 3 тысяч человек отошел в состав Российской империи: в качестве крошечного уездного городка.

Печально, но тогда же он утратил и былое административное значение, и право на самоуправление. С сентября 1801 года город даже относился к Гродненской губернии (области) и носил то самое название — Брест-Литовск.

В 19 веке, через несколько десятилетий после окончания войн с французским императором Наполеоном, российский царь Николай I утвердил строительство крепости на месте этого древнего города: с целью укрепления западных рубежей Российской империи. В общем, решил защитить «подбрюшье» своей империи на Западе.

Ну а 177 лет назад, 26 апреля 1842 года, над Брестской крепостью, известной сегодня всему миру, был поднят российский трехцветный флаг. Она вошла в число действующих крепостей Российской империи.

Кстати, совершенно новый город Брест-Литовск начали возводить тогда же — в 2 км к востоку от крепости.

На последующее развитие города весьма позитивно повлияло строительство железных дорог по территории империи, которые активно прокладывали на Запад. Неслучайно, что в 1886 году в Бресте был построен уникальный по красоте железнодорожный вокзал.

Правда, очередной большой пожар 1895 года уничтожил почти всю центральную часть города. Но после этого его… отстроили заново.

Однако самые большие потрясения город и Брестскую крепость за всю их историю ждали уже в XX веке.

Во время Первой мировой войны город оказался в очередной раз разрушен, а населению было приказано эвакуироваться в ближайшие губернии России.



Брестская крепость во время Первой мировой. Фото: volchin.kamenec.edu.by

С августа 1915 года город и крепость были оккупированы немецкими войсками. 3 марта 1918 года в Брест-Литовской крепости был подписан знаменитый мирный договор между Россией и Германией. Про это событие написаны тысячи страниц, снято много фильмов… Так что добавить мне тут нечего.

Любопытно то, что 1921 году город вновь отошел к Польше, стал центром Полесского воеводства и переименовался в город Брест-над-Бугом.

Однако 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Брест уже под этим названием был присоединен к Белорусской ССР и стал областным центром республики. Это — не самая лучшая страничка его славной истории, если честно.

Достаточно напомнить, что в самом центре города проходил весьма специфический объединительный парад двух ведущих армий мира того времени — СССР и фашистской Германии. Между этими государствами на тот момент были зафиксированы «теплые, дружеские отношения». Однако они были весьма непродолжительными.



Почти братские народы, точнее армии... Фото: cont.ws

То, что произошло 22 июня 1941 года, сегодня знает практически любой дошкольник в нашей стране. Брест и Брестская крепость одними из первых приняли на себя удар фашистской Германии. У стен крепости фашисты встретили невиданное по упорству и стойкости сопротивление советских воинов. Подвиг защитников Брестской крепости сделали ее известной миллиардам людей на Земле. Опять же не знаю, что тут можно сказать еще нового.

Сегодня на территории крепости открыты 2 музея обороны. Каждый год, 22 июня, в 4.00 утра здесь проходит митинг-реквием. Один из них мне повезло увидеть своими глазами, на плечах у отца. Четыре с лишним года назад, в 2015 году. Было холодно и очень хотелось спать. Но как-то стыдно стало показывать свою слабость. Поэтому я терпел и не жаловался, свитер не клянчил. Правда, к вечеру у меня поднялась температура, но это уже другая история. Мне ее вспоминать не хочется.


22 июня ровно в 4 утра… Фото: city-brest.gov.by

Что касается самого Бреста, его после окончания второй мировой войны долго восстанавливали. Я прочитал, что только к 1958 году он достиг своего довоенного уровня. А потом начал активно развиваться и хорошеть.

Пожалуй, в истории независимой Беларуси Брест стал одним из наиболее успешных областных центров. Во многом ему помогло нахождение к западной границе республики. В 1996 году здесь, например, была создана первая в стране свободная экономическая зона.

Наиболее активно стали развиваться предприятия, занятые производством продуктов и ориентированных на экспорт. И миллионы людей за пределами Беларуси знают и уважают сегодня такие брестские компании, как «Санта Бремор» и уже упомянутый выше «Савушкин продукт».

Благодаря их успехам город становится интереснее с каждым годом. Мне в нем, допустим, особенно понравилась пешеходная улица Советская и аллея кованых фонарей на бульваре Гоголя.



Фонарное произведение искусства. Фото: mozolin.info

А еще запомнился «Трактир у озера» — вкусно там было. Правда, папа меня утомил шутками на тему того, что в трактире мне есть смысл побывать, когда я стану взрослым. В итоге он дошутился до того, что мы чуть не опоздали на поезд. Почему-то он решил показать мне аллею фонарей в темноте и сделал невероятное: заблудился в городе, который знал (по его словам) не хуже родного Минска. Но на поезд мы каким-то чудом успели. Кажется, поставили мировой рекорд по бегу в темноте и с препятствиями.

А если серьезно, такого количества зелени, аллей и бульваров, как в Бресте, мне нигде не доводилось видеть.

Нужно еще упомянуть Беловежскую пущу, расположенную примерно в часе езды от Бреста. Там есть поместье белорусского Деда Мороза и просто много всего интересного. Так получилось, что Деда Мороза в пуще я видел и зимой, и летом. Как говорят мои сверстники, это прикольно.

Комплекс для туристов в Беловежской пуще находится буквально в нескольких километрах от белорусско-польской границы.


Беловежская пуща. Вспоминается прекрасное произведение "Песняров". Фото: greenword.ru

Так вот, сегодня, в 21 веке, как и сотни лет назад, именно через этот удивительный город проходит транспортный коридор, соединяющий Западную Европу с Беларусью, Россией и Азией.

Миллионы людей, желающие временно или навсегда оказаться на Западе, должны для начала преодолеть брестскую землю. Если у них возникнет желание делать это на поезде, вся процедура выглядит несколько сложней. А все потому, что польская железнодорожная колея несколько уже нашей. И на границе поезда «переобувают», меняют им колеса. В общем, все там как-то не по-нашему.


Вот так «переобувают» паровозики. Фот: mrlycien.livejournal.com

И последнее. Своим современным положением и состоянием Брест только подчеркивает роль Беларуси как серьезного европейского центра… И не только транспортного, между прочим.



Алексей Новиков

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by

ЖМИ!
Выборы уже близко!