Полковник наш рожден был хватом…
Иван Капелько: «У меня на всех и на все времени хватит. Жизнь научила»

Ивану Капелько, председателю ОПП «Белой Руси», директору Центра по работе с персоналом ОАО «Белагропромбанк» в сентябре исполняется 60 лет. Однако этот человек моложе многих 30-летних по сути и духу. Из нашего интервью «примерно на полсотни вопросов» вы узнаете, почему мы позволяем себе делать такие заявления.

Краденые велосипеды в деревне не находят — не майбахи…

Иван Валентинович, у нас сложилась определенная традиция таких бесед. Предлагаю в этих рамках начать разговор... С темы детства и малой родины — вашего родного поселка Негорелое.

— Я только за. В Негорелом — все мои корни. Там родился. 

Дом родительский стоит на улице Железнодорожной. Это где-то в километре от старой советско-польской границы. Негорелое ведь до 1939 года было как сегодняшний Брест для Беларуси — воротами на Запад.

Тот же Маяковский в одной своей поэме 20-х годов так описывал впечатления от приближения родной советской таможни:

На горизонте — белое.

Снега и Негорелое.


Но когда Вы там родились, Негорелое не было уже столь романтичным местом. Останься Вы там, имели бы примерно 2-3 варианта развития карьеры. А Вы выбрали дорогу с массой поворотов и перекрестков. Кстати, о чем мечтали в детстве?

— Сложно сказать. Точно не о том, чтобы стать космонавтом (смеется — РЕД.). Как-то не был я мечтателем.  

Сейчас, извините за выражение, — с высоты прожитых лет могу утверждать, что мечтал стать настоящим человеком, приносить пользу обществу. Но Вы же первыми начнёте смеяться над такими фразами. Хотя нас, детей того времени, к таким мыслям исподволь подводили и в доме, и в школе. Это — честно.

Давайте тогда по основным фактам вашей биографии пройдемся…

— Можно попробовать… Закончил среднюю школу в 1976 году с золотой медалью, в посёлке Энергетик. Это — в нескольких километрах от Негорелого. Для медалистов в то время открывались неплохие перспективы, кстати. Но изначально на выбор жизненного пути повлиял мой двоюродный брат.

Он на тот момент работал заместителем генерального директора на Минском мясокомбинате. И по работе знал, что открывается новая профильная специальность в одном из московских ВУЗов. Вот он мне в итоге настоятельно порекомендовал попробовать именно это перспективное направление…

Мол, люди будут есть всегда, при любых условиях и режимах. Переработка никуда не денется, сельское хозяйство опять же.

Кстати, в Негорелом находился уникальный (даже в масштабах СССР) воскоперерабатывающий и ульевой завод. Там делали все для пчеловодов. И если ненадолго вернуться к теме детства, то я в пятом классе, работая на нем и сбивая рамки для ульев, заработал летом на свой первый велосипед. Правда, через 2 недели его сперли.

Нашли?

— Нет, велосипеды на селе, как правило, не находятся. Это вам не майбахи… (смеется — РЕД).

О Москве, которая слезам не верит и Минске, где вчерашний студент мог запросто встретиться с министром

Ясно. Возвращаемся к советам брата?

Так вот, брат мне после окончания школы предложил обратить внимание именно на специальность инженера-экономиста. Это звучало довольно мощно.

Именно такой профиль открывали в Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности. Закончил я его в итоге успешно. С красным дипломом.

А что запомнилось, помимо учебы?

— У нас была отличная стройотрядовская деятельность. Несколько раз нас награждали как лучших. В 1978 году я был признан лучшим бойцом студенческих строительных отрядов города Москва. 

По этому поводу нас чествовали в конце декабря в одном из концертных залов в районе Красной площади. Практически половину концерта пела уже взошедшая звезда советской эстрады Алла Пугачева. Я ей на сцене цветы дарил. Об этом факте писала наша институтская пресса, ну и, конечно, работало «сарафанное» радио. Так что было довольно интересно.

И поучиться, и поработать, и отдохнуть — времени и сил хватало на все.

При этом постоянно приходилось подрабатывать. Москва всегда была дорогим городом — и в советские времена тоже. На стипендию, даже трижды повышенную, в ней было не прожить.


И слезам она, как известно, не верила и не верит?

— Именно так… Когда завершил учебу, по распределению попал на работу в Минское производственное объединение мясной промышленности (Минский мясокомбинат был головным, в объединение входило несколько предприятий — РЕД.).

По сути, сам его выбрал.

Каким, простите, образом? Понятно, что брат в Минске работал, но не до такой же степени…

— Нет, дело уже не в брате было. Просто во времена БССР существовало Министерство мясной промышленности. И мне, как молодому, перспективному специалисту с красным московским дипломом, устроили собеседование с министром. Я ему заявил, что хочу попробовать себя на производстве. Ему мой посыл понравился. Сказано — сделано.

Меня в итоге направили мастером в птицеперерабатывающий цех. Так все и начиналось. Было это в 1981 году.

Как выдвинуться на общественную работу и остаться с нею навсегда...

Судя по всему, Минский мясокомбинат не так долго был в сфере ваших интересов?

— Ну как сказать… Просто пришло время, меня вызвали в военкомат. Отсрочки не просил. Направили в Воложинскую учебку. Затем, как радиотелеграфиста, направили в один из батальонов части, получил звание младший сержант. Потом было Подмосковье — Щелоково, где окончил курсы по подготовке офицерского комсостава. 

После увольнения через пару месяцев мне было присвоено звание лейтенанта запаса.  Жена на тот момент уже родила наследника. А жили мы в общежитии мясокомбината.

Успел еще поработать там мастером, старшим мастером жирового цеха Минского мясокомбината. Кстати, везде общественная работа была всегда при мне.

В смысле?

— В школе был командиром звездочки, председателем совета пионерской дружины школы, потом — секретарём комсомольской организации. В армии являлся секретарем комсомольской организации роты, потом батальона.

На мясокомбинате стал секретарём комсомольской организации завода, неосвобожденным заместителем секретаря комитета комсомола объединения и т.д.


Теперь у Ивана Валентиновича почетное место на столе занимает "Белая Русь"

От будней опера до Совбеза и «сердечных проблем»

Так вам можно было легко двигаться по партийной линии. Так сказать, по главной улице с оркестром. Нет?

— Мог, наверное. Но В 1985 году партия сделала другой выбор — меня направили укреплять ряды органов МВД. С 1 сентября стал слушателем Харьковских высших курсов МВД СССР по подготовке оперуполномоченных ОБХСС. Это был второй набор после известных одесских событий...

Каких, простите, событий?

— Если вкратце, то тогда вычистили массу народа из рядов организации, занятой борьбой с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и взяточничеством.

Понятно, знакомая ситуация. И что было дальше?

— После окончания годичных курсов в 1986 году прибыл в Минск, в родной Октябрьский район. Работал оперативником. В 1990 году стал начальником районного ОБХСС.

В 1993 меня направили в ГУВД Мингорисполкома, начальником одного из отделений, затем — начальником отдела по этой же линии. Но через 2 года попросили вернуться в свой райотдел — в качестве заместителя начальника РОВД по работе  с личным составом и кадрам.

А в 1995 пригласили на собеседование и сообщили примерно следующее: есть предложение направить вас в аппарат Совета безопасности, уважаемый Иван Валентинович.

К тому времени я уже окончил Академию МВД, получил юридическое образование. Но дело даже не в этом. Предварительный выбор в мою пользу был сделан. Права на отказ у меня не было.

То есть абсолютно?

— Абсолютно так. Начинал я там ведущим специалистом отдела оперативного реагирования. Работал под началом Юрия Сивакова, ставшего потом командующим внутренними войсками, министром внутренних дел…

Полковником милиции стал в 2000 году, будучи начальником одного из отделов Государственного секретариата Совета Безопасности (кстати, это была генеральская должность — РЕД.).

Одновременно являлся секретарём Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманий при Совете Безопасности Республики Беларусь. Пробыл в этой должности до мая 2007 года, т.е. до момента увольнения из органов внутренних по состоянию здоровья... 

Пришлось дважды пройти через реанимацию. И это — одно из самых тяжелых моих житейских воспоминаний. На сегодняшний момент, по крайней мере.


Целая стенка наградных листов. И это далеко не все — все бы не поместились

Сердце?

— Инфекционный миокардит. Простуда, которая дала очень серьёзные осложнения — и на сердце в том числе. В течение года фактически был между тем светом и этим. Но решил, что на этом все же стоит задержаться.

Переломный 2007 год

Вы коснулись того момента, что работали в комиссии, которая занималась в том числе борьбой с наркоманией. Она была упразднена 12 лет назад. Но уровень коррупции и наркомании в нашей стране давно вышел на новый уровень. Почему так?

— Мне сейчас сложно судить. Могу лишь сказать, что наша комиссия была органом, способным оперативно, с учётом ситуации вырабатывать конкретные, согласованные со всеми министерствами и ведомствами, исполнительными органами… меры. Привлекались все необходимые кадры для решения задач.

Кроме того, при комиссии действовала постоянная рабочая группа из числа работников правоохранительных, контролирующих и иных органов. А то, что происходит сейчас, я комментировать не могу. Для этого нужно быть в теме, знать проблему изнутри. Я же теперь очень далек от этого.

Получается, для вас лично 2007 год получился переломным?

— Получается, так. Но как-то пришел в себя понемногу. После увольнения пригласили в Академию наук, работал первым заместителем директора института фармакологи и биохимии. К созданию предприятия «Академфарм» приложил руку, причем довольно активно.  Но в этой системе работал недолго.

Затем была Академия управления при Президенте. Предложили пост директора Центра исследований государственной кадровой политики. Через несколько месяцев добавили приставку - замдиректора НИИ теории и практики госуправления. Возглавлял этот институт в то время Александр Ивановский, большой друг «Белой Руси» и тогда, и сегодня.

И еще два «системных блока»

Наша беседа явно перевалила за экватор. Видимо, пришло время коснуться двух ваших крайних направлений в карьере.

— Давайте попробуем. Из Академии управления меня пригласили пройти собеседование в Администрации Президента. Предложили работу, я согласился. В итоге сначала возглавил сектор региональной кадровой политики, а впоследствии стал начальником управления организационно-кадровой работы и взаимодействия с регионами Главного управления кадровой политики Администрации Президента. Имею второй класс госслужбы.

Но в 2012 году поступило неожиданное предложение: возглавить кадры в «Белагропромбанке».

И как это было?

— Шёл изначально на должность заместителя Председателя Правления. Но не имел обязательного банковского стажа, и Нацбанк отказал. Но, как справедливо говорят: что ни делается — все к лучшему.

Тем более, в структуре «Белагропромбанка» был создан Центр по работе с персоналом, который я и возглавил. В нем чрезвычайно много направлений деятельности и рабочих подразделений. Но это тема для отдельной статьи. А сейчас довольно будет сказать, что уже 7 лет, с мая 2012 года, я здесь.

Но Вы же кадровый офицер, госслужащий высокого уровня. И заняли должность банковского клерка. Разве это то, что вам было нужно?

— Вы не правы. Мне было всегда интересно пробовать что-то новое, двигаться вперед, развиваться. Достаточно сказать, что в системе «Белагропромбанка», на момент моего прихода, по стране работали свыше  8 тысяч человек. И с каждым из них нужно было находить общий язык, делать так, чтобы этот сотрудник был полезен предприятию на 1000%.

Кроме того, мы постоянно совершенствовали структуру банка, занимались оптимизацией. И все это было трудно и страшно... интересно.


И еще одна стенка грамот и благодарностей. Уже в "мирной" жизни


Иван Валентинович, по итогам общения с вами возникает масса любопытных вопросов. То, что происходило в вашей жизни — это совпадение или результат ваших устремлений и желаний? Сначала предложили — давай, езжай на курсы в Харьков и становись сотрудником МВД, потом еще масса других вариантов. И таких «приказов свыше» было невероятно много. Может, стоило отказаться от чего-то и идти туда, куда хотелось самому?

— Сложно сказать. Я с детства был воспитан так: если взялся, то делаешь; а если делаешь, то доводишь до конца и добиваешься, чтобы было так, как положено.  Да и приказы в наше время не обсуждали. Плюс я достаточно рано вступил в ряды партии. А отказ от работы по партийной линии был в чем-то схож с экзаменом, как шутили в годы моей молодости.

То есть?

— Клади билет на стол — и свободен. И глубоко не факт, что потом в жизни такой человек мог что-то путное сделать. Перед ним закрывались многие двери, останавливались так называемые социальные лифты. Так работала система, и это — нормально.

Знаете, мне приходилось большую часть жизни работать на руководящих должностях, а это в том числе было связано с комплектованием коллектива. И при этом делать так, чтобы люди были легко и естественно притёрты друг к другу. Мне это нравилось.

И в нынешнем статусе — тоже?

— Не буду скрывать... Придя сюда, я какое-то время чувствовал себя инородным телом. Во-первых, это люди не при погонах. Совсем другая сфера, у каждого свой характер. Во-вторых, отдавать честь и строем ходить не умеют (смеется — Ред.).

Как бы там ни было, общий язык и понимание мы нашли. Но времени ушло на это достаточно много.

А с чего Вы начинали в этой должности?

— Приучал подчиненных работать сообща на общую задачу; к самостоятельности и ответственности, к культуре подготовки официальных бумаг, наконец. Работая в Администрации Президента, я получал практически каждую неделю документы, многие из которых потом докладывали лично Главе государства. И принципиально важно было максимум на двух страницах изложить самую суть. И здесь я добивался примерно того же: не мельчить, уметь кратко излагать основные мысли, не лить воду и укладываться в 1-2 страницы. 

При этом самым главным в своей работе считал всегда одно: не обидеть человека, не унизить, дать возможность раскрыться. Работники же — они как дети. И доброе слово, и критика в их адрес должны быть от души. Так, чтобы запомнилось.



Сотрудники банка одна большая семья

И как складывается ваше общение с коллегами сегодня?

— Они обычно приходят ко мне с вопросами только тогда, когда не могут их решить самостоятельно. Я их быстро убедил в том, что не принимаю и не понимаю половинчатых решений. Обсуждать что-то нужно, когда есть предмет для разговора. А заранее навязывать свою волю — не хочу, не могу и не буду. Мало ли, куда я их заведу.

Что Вы имеете в виду?

— Знаете, мне очень скоро 60. А в окружении в основном молодёжь. Энергии и харизмы им не занимать. Так зачем их загонять в какую-то колею? Тем более, в душе я сам люблю неожиданные идеи, на грани бреда. Поэтому не ограничиваю никого и ни в чем, не давлю. Полномочий у меня и так хватает.

От спорта к идеологии и другим рабочим сферам

Помимо всего прочего, Вы являетесь Председателем попечительского совета федерации синхронного плавания. Как так вышло?

— Это парадоксально отчасти выглядит, согласен. Но около 2 лет Совет Министров закрепил за «Белагропромбанком» данную федерацию. А дальше нам оставалось одно — работать.


Иван Валентинович, а что за кубки у вас в шкафу?

— Это то, что не поместилось в шкафы в музее и в кабинеты к другим коллегам. Места нам, несмотря на все усилия, не хватает. Но мы планируем создать музей банка на больших площадях. Вот тогда все эти регалии туда естественным образом уйдут. А пока — так.

«Белагропромбанк» известен своей страстью к спорту. Вы являетесь генеральным партнером НОК. А почему именно спорт?

— Так получилось… Работа, спорт и общественные инициативы неразделимы. Это мнение Председателя нашего Правления, да и вообще… 
Вот смотрите. Среди банковских структур у нас всегда первое место по мини-футболу. Хоккей — и вовсе наша фишка. Команда «Артель» на слуху в любительском хоккее. Трижды ездили в Латвию на кубок памяти Сергея Жолтока. Трижды его выиграли и в итоге получили его на постоянное хранение. На турслетах наши команды ниже 3-го места не опускаются, опять же.

В прошлом году открыли свой ФОК. В его структуре — фитнес, бассейн, открытые корты и т.д. 

Провели в апреле банковскую спартакиаду. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Президиум Республиканского совета «Белой Руси» и лично Геннадия Брониславовича Давыдько за достойную поддержку этого направления. На выделенные средства мы приобрели кубки победителям спартакиады, всю необходимую атрибутику...


Кроме повседневной рутинной работы находится время и для отдыха

Понятное дело, что взамен мы ждали от «Белагропромбанка» повышенной активности и отдачи…

— Не мне судить, но так ведь и получается с большего. Мы в рамках спартакиады провели отчетно-выборную конференцию организации по производственному принципу. Перед ней я объехал всю республику. Практически две трети состава руководителей в наших первичках мы в итоге сменили.

Почему?

— Долго рассказывать. Но если вкратце, то получается такая история. У нас по линии всех первичек числилось порядка 700 человек в рядах «Белой Руси». В реальности, при сверке, их оказалось не более 530.

С февраля процесс ускорили, используя отчетно-выборную кампанию в том числе. За 2 месяца добавили 700 человек. Пару недель назад было уже более 1500 человек. Ставим перед собой амбициозные задачи: в самое ближайшее время дорасти до 2000 человек в рамках организации по производственному принципу «Белой Руси», созданной при «Белагропромбанке». А также стать самостоятельным юридическим лицом.

Данную стратегию поддержали Председатель Правления и два его зама, вступившие в этом году в ряды «Белой Руси».

А что за стратегия?

— Если совсем кратко, то она выглядит так. Наступили времена, когда в стороне от жизни быть нельзя. В силу того, что сейчас происходит, я сделал сознательный выбор и предложил разделить его коллегам: активно поддерживать тот курс, который выбрало государство. Не зря же еще Владимир Ильич говорил: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».


У Ивана Валентиновича целая папка, посвященная деятельности "Белой Руси"


Иван Валентинович, а почему вам, полковнику МВД, изначально не предложили возглавить службу безопасности банка?

— Я бы отказался. Во-первых, по состоянию здоровья. Проблемы ведь до конца никуда не ушли. Да и в паспорт заглядывать стоит опять же. Это уже во-вторых.

Вы являетесь также кандидатом юридических наук, как следует из официальной биографии. А как звучала тема вашей работы?

— Теория и практика координации борьбы с преступностью в Республике Беларусь.

Но это же тема, подходящая для использования в обычной жизни и сейчас. Нет?

— Ее и используют, причем абсолютно реально. При подготовке моей работы использовались важнейшие материалы межведомственной комиссии. По итогам диссертации была подготовлена большая монография, я один из ее авторов. Но это — тема для еще одной отдельной статьи.

А как Вы выстраиваете работу с коллегами, являясь председателем ОПП «Белой Руси»?

— Для меня они все — родные люди. Это если кратко, опять же.

Вот Вы, по сути, отвечаете за идеологию. А как это, если говорить по-простому?

— Самое важное  — дать возможность людям раскрыться, с другой стороны — позволить им чувствовать себя Личностями. Знаете, чем для нас стал Центр по работе с персоналом ОАО «Белагропромбанк», кстати?

И чем же?

— Единой семьей. Это когда проблема одного человека становится проблемой всего коллектива. Решаем мы их сообща, если требуется. Но и радуемся тоже сообща. Это здорово, скажу вам честно.

На семью реальную у вас время-то остаётся?

— У меня на все времени хватает. Просто умею им распоряжаться. Жизнь научила.

Тема, от которой у любого человека теплеют глаза...

Тогда давайте о семье и поговорим. С банком все более-менее понятно.

— С удовольствием… Начну с того, что сын у меня сегодня — заместитель начальника службы внешних связей Белорусской железной дороги, имеет 2 высших образования, с золотой медалью окончил школу. Он со своей женой подарил мне двух замечательных внучек. Удивительно живые, смышленые девочки. У меня им позволено абсолютно все, в отличие от родителей. 

Главное их не отвлекать, не дёргать, ну и иногда исподволь направлять энергию, мысли и действия в нужное русло. Особенно любят вместе со мной готовить борщ, обожают его больше всего.


С внучками

Дочка тоже с золотой медалью окончила школу, получила одновременно два высших образования. Профессионал невероятный. Сейчас работает в одной из наших банковских структур. 

Мать, к сожалению, ушла из жизни в мае прошлого года в возрасте 84 лет, отец умер 20 лет назад. Лежат они на кладбище в деревне Мостище (недалеко от Негорелого).

Жена моя тоже родом из Негорелого, кстати. Так получилось, что мы с ней до 4-го класса сидели за одной партой. Потом она осталась учиться в Негорельской восьмилетней школе, а я с 5 класса – в Негорельской средней школе, что в поселке Энергетиков. 

И еще нюанс. В Москву в институт мы с ней поступали вместе. Правда, приняли меня одного. Потом наши дороги на короткое время разошлись… Чтобы очень скоро окончательно и навсегда пересечься.

После моего 4 курса мы поженились. И было это 9 мая 1980 года. Такая вот хорошая, запоминающаяся семейная дата.


С дочерью

Наверняка, ездите сегодня в Негорелое, как на дачу, всей семьей?

— Так получилось, что нет. Несмотря на то, что корни мои из Негорелого, купил недавно дом в Узденском районе. Это примерно 80 км от Минска. Там все удалось переделать за последние 2 года. Для внучек там полная свобода: 16 соток земли, огород, песок, мини-трактор. Важно то, что они видят, как работают взрослые и тянутся к этому. Любят помогать бабушке копаться на грядках, опять же.

А какие события в жизни своей Вы считаете важными, эпохальными?

— Прежде всего, когда стал дедом. Незабываемые и удивительно приятные эмоции, скажу вам.

А вот момент, когда был вынужден подать в отставку — это была реальная трагедия всей жизни.

Благодарен судьбе, что тогда на моей жизненной дороге встретился один из лучших кардиологов республики. Он мне сказал примерно следующее: «Вот ты, Иван, хочешь продолжать служить? Тебе легче станет, когда на тебя наденут китель со всеми наградами, засунут в деревянный макинтош, трижды дадут оружейный салют под оркестр и закопают? Но ты это все уже не увидишь. А может, попробуй лучше переосмыслить жизнь и войти в неё по-другому?»

Три месяца переосмысливал его слова. И решил, что не стоит цепляться за карьеру, чтобы дослужиться до генерала…


Иван Валентинович с сыном, женой и невесткой


Понятно… Иван Валентинович, а что Вы в итоге ощущаете сейчас, в своей обычной жизни, вне работы в «Белагропромбанке»?

— Знаете, хорошо чувствую. Я несколько лет назад попытался создать такое родовое гнездо. Сделал все для того, чтобы туда тянуло и сына, и дочку, и жену, чтобы внучкам было там комфортно.

У вас даже глаза меняются, когда Вы на эту тему говорите. Все удалось?

— Во всяком случае, я стараюсь. Приятно и то, что смог решить еще одну проблему. Так вышло, что более 5 лет мы не общались с младшим братом. Были на то причины. И вот год назад я собрал всех Капелек вместе.

Приехала даже племянница из Саратовской области. Начали все с чистого листа. Дети начали общаться. Это — важно.

А чем Вы гордитесь особенно?

—Тем, что смог дать хорошее образование детям. Они пошли по моим стопам: закончили школу с золотыми медалями, с отличием — Академию управления при Президенте.


Разное

— И три блиц-вопроса напоследок. Первый такой. Что Вы не приемлете в жизни в первую очередь?

— Не терплю предательства. Все, как пел еще Александр Градский: «Мы друзей за ошибки прощали, лишь измены простить не могли».

Иван Валентинович, Вы в своей жизни прошли не по одной дороге, а сразу по нескольким. Тут и инженер, и сотрудник органов, и ученый. А какая дорога самой интересной показалась?

— Та, по которой сейчас иду, наверно. Чем больше задач — тем для меня веселее.  Знаете, я часто ухожу с работы с одной интересной мыслью: «Елки, что-то не доделал, не успел сегодня». В общем, жизнь стала плотнее. Главное то, что люди мои слова и поступки воспринимают по большому счету хорошо. Мне так кажется. И это весьма важно для меня.

Скажите напоследок, нравятся ли вам такие строчки Лермонтова: «Полковник наш рожден был хватом… Слуга царю, отец солдатам»?

— Определенно нравятся, не знаю уж — почему. Это все-таки лучше, чем слова в песне группы «БИ-2» с ее бобруйскими корнями: «Полковнику никто не пишет, полковника никто не ждет…» (смеется — РЕД).


Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by

Друзья! Читайте нас на Яндекс.Дзен. Там крайне интересно!
Не забывайте подписываться на наш канал!
Читать