Как стать успешной женщиной-руководителем?
Директор Сеницкой школы Елена Буценко: «Каждому делу нужно отдавать кусочек своего сердца»

В рамках нашей фирменной рубрики ««Белая Русь» в лицах» предлагаем вам эксклюзивное интервью с Еленой Буценко, директором Сеницкой средней школы имени Янки Купалы.

В этом разговоре мы попробовали показать, как сегодня может чувствовать себя современная женщина-руководитель, каким образом умудряется совмещать быт и очень непростую руководящую работу… Но при этом не забывает и про общественную сферу, оставаясь на серьезных ролях в нашей организации. В итоге получился вот такой разговор.

От редакции

— Елена Леонидовна, расскажите, а как лично вы пришли в педагогику?

— Не скажу, что планировала стать учителем с самого что ни на есть детства. Тут все несколько сложнее. Закончив Денисовскую среднюю школу Крупского района с серебряной медалью, я вначале поступила в Высший колледж связи, но… Увидев расписание занятий, поняла, что это все же не мое. Не технарь я по природе своей. Забрала документы и подала их в Академию управления на внешнеэкономическую деятельность. Однако и там не довелось учиться. Уже — по семейным обстоятельствам.

Но наконец судьба привела меня в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Параллельно с учебой я устроилась на работу в одну из школ Крупского района учителем белорусского языка и литературы. Тогда и поняла, что нашла свое место. Мой педагогический стаж составляет уже 24 года, а директором я была назначена в 2016 году. Так что первый юбилей на этой должности у меня состоялся.

Есть такой модный вопрос про жизненный девиз…

— Готова вас перебить. У меня он тоже есть. Звучит примерно так: «Каждому делу – кусочек сердца». Искренне считаю, что когда берешься за какое-то дело, нужно приложить все усилия, чтобы выполнить его качественно.

— А что, на ваш взгляд, означает сегодня быть директором? Каким должен быть руководитель современной школы?

— Не думаю, что скажу нечто особо оригинальное. На мой взгляд, современный директор – это лидер, который формирует свою команду. Главное – смотреть вперед и стараться видеть конечный результат. Соответственно, принимать правильные решения, действовать… И стараться заканчивать любое дело на победных нотах.

— Расскажите про то, как складывалась ваша карьера.

— Здесь все предельно просто. Я прошла все ступени профессиональной лестницы: от учителя до директора. В свое время работала и педагогом-организатором, и заместителем директора по воспитательной работе, плюс заместителем директора по учебной, учебно-методической работе. В общем, мне знакома педагогическая деятельность со всех сторон, от «А до Я». Поэтому сейчас мне очень легко работать со всеми моими коллегами.

Впрочем, когда меня только назначили на должность, имелись участки, про работу которых я не знала практически ничего. И мне пришлось быстро учиться новому: осваивать суть процесса закупок, вопросы организации питания учащихся, технические моменты. На меня легла огромная ответственность: с одной стороны, я не могла свое руководство, которое доверило мне руководить учреждением. С другой, нельзя было подвести своих коллег. Ведь я вышла из этого коллектива, была и остаюсь его частью. Это все было очень непросто.


— А вы строгий директор?

—Да. Но я исповедую такой принцип руководства: сначала требовать от себя, а потом — от коллектива. Можно твердо сказать: «Я так решила». Но дальше нужно уметь нести ответственность за свои распоряжения и приказы.

Но вам нравится эта работа, не совсем женская, с точки зрения многих обывателей?

— Знаете, несмотря на все трудности, директорская работа интересная. Каждый день проходит по-новому. Новые знакомства, новые взгляды, новое развитие. Быстрый ритм не позволяет топтаться на одном месте и останавливаться на достигнутом. С другой стороны, это ведь ритм жизни, к которому я привыкла. В общем, это дело определенно мое, позволю себе такое мнение. Для меня работа стала тем смыслом, который каждый человек ищет в своей жизни.

Рассуждая о своем жизненном пути, отлично понимаю одно. Не могу точно провести границу там, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Может быть, это и есть краеугольный камень моей жизненной философии.

— Есть ли у вас свободное время и чему вы его посвящаете, если не секрет?

— От руководящей работы отдыхаю душой на уроках белорусского языка и литературы. А все свободное время посвящаю семье. Сын учится в 5 классе, а дочь — студентка МГЛУ. Мы любим проводить время вместе: ходить в кино, бассейн, на выставки, путешествовать по Беларуси, работать на приусадебном участке.

Очень люблю читать. Недавно с удовольствием перечитала «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма.



— Банальный вопрос, но тем не менее. Скажите, у вас сложился дружный педагогический коллектив?

— Ну а вы как думаете? (смеется. — РЕД.) Педагогический коллектив у нас замечательный. И сложился он при предыдущем руководителе, Тамаре Эдуардовне Марецкой. А мне было важно лишь продолжать начатое ею дело. У нас сегодня работают около 125 педагогов, причем более чем две трети моих коллег являются специалистами с первой и высшей категорией.

Молодежь мы также с удовольствием принимаем в нашу дружную семью, где господствуют понимание, поддержка, взаимовыручка. Многие остаются у нас после обязательной отработки. Это, считаю, наша общая заслуга как педколлектива.

— Скажите, а что позволяет вашей школе быть конкурентноспособной? Может быть, поделитесь секретами организации образовательного процесса?

— В идеале каждое учреждение образования должно иметь какую-то изюминку. Да, мы работаем над созданием своего привлекательного имиджа. И тут нам помогает сама история. Нашей школе в этом году исполнилось 157 лет. Она носит имя Янки Купалы, причем это не просто так. Когда-то будущий народный поэт Беларуси Иван Луцевич учился в наших стенах. И этим фактом чрезвычайно гордимся. И стараемся, чтобы об этом факте знали другие. В школе есть литературный музей Янки Купалы.

Одной из составляющих является эстетическое направление. Работа в этом направлении началась 30 лет назад, в 1991 году. Тогда школа стала республиканской экспериментальной площадкой по реализации социально-педагогического проекта «Этношкола». С тех пор наши воспитанники ежегодно становятся победителями международных и республиканских конкурсов, основой которых является белорусский фольклор.

А еще?

— Кроме того, наша школа плотно ассоциируется с творческими коллективами. У нас созданы и прекрасно себе проявляют образцовый ансамбль «Шчабятуха», хореографический ансамбль «Ладушки», вокальный ансамбль «BISS-квит», а также хоровой народный коллектив «Сенiцкiя пацешкi». Все названные мною коллективы на протяжении своего существования становились лауреатами и победителями различных профессиональных конкурсов. Дайте вспомнить… Районный «Веснавыя зорачкi», областной «Суквецце талентаў», а также два республиканских — «Здравствуй, мир!» и «Юные таланты Беларусi». Вот, где проявляли себя и родную школу наши ребята.

Что касается непосредственно образовательного направления, то тут мы развиваем проектно-исследовательскую деятельность учащихся. И в этом направлении тоже имеются свои успехи. В школе реализуются ряд любопытных образовательных проектов. Назову три: локальный проект по организации досуговой деятельности учащихся «Мы в ритме», областной проект учителей-дефектологов по созданию безбарьерной среды, а также инновационный проект по медиообразованию. Он называется «Туристско-краеведческие медиапутешествия».


Что можете сказать еще про своих коллег? Может быть, коснетесь каких-то персоналий?

— С удовольствием. Самое главное то, что наши педагоги в своей работе сегодня используют новые образовательные технологии. Так называемому проблемному обучению отдает предпочтение учитель химии и биологии Ирина Константиновна Бурдыко.

Элементы методики Зайцева применяет учитель начальных классов Наталья Иосифовна Петровская. Информационные технологии предлагает учитель математики Александра Андреевна Лукомская-Терешкевич.

Коммуникативные технологии активно используют учителя английского языка Наталья Валерьевна Слыховская и Анастасия Александровна Будник. В нашей школе работает замечательный учитель-методист, преподаватель музыки Елена Ивановна Гринчик. Она активно делится опытом, проводит мастер-классы и учебные семинары для коллег в школе, районе, области.

Если же в целом, то каждый год на старшей ступени обучения организовывается профильное обучение с изучением на повышенном уровне математики, русского языка, химии, биологии, английского языка.

В базовых классах для обучающихся организовано профессиональное обучение по специальности «повар».

Насколько нам известно, элементы блочной технологии обучения применяются на уроках белорусской языка, которые проводите вы?

— Да, спасибо. Вы очень хорошо подготовились к разговору. (улыбается. — РЕД.).

Но наверняка же есть и проблемы, которые приходится решать?

— Разумеется. Сегодня, в связи с переполненностью нашего учреждения с одной стороны и близким его расположением от столицы с другой, происходит отток детей в Минский областной лицей.

Еще одна определенная проблема для нас — не слишком результативное участие наших учеников в олимпиадном движении.

В связи с этим классический вопрос: «И что… с этим делать?»

— Мы хотим прийти к решению задачи комплексно: пересматриваем свою работу с одаренными детьми, ищем новые подходы к их подготовке. В школе образованы творческие группы педагогов по подготовке к олимпиадам, налажены связи с преподавателями УВО. Надеюсь, результаты не заставят себя долго ждать.

— В апреле 2019 года вы стали победителем конкурса профессионального мастерства «Молодой директор», представив программу развития своего учреждения образования. В марте 2021 года стали победителем XIII республиканского конкурса «Женщина года-2020» в номинации «Успешный руководитель». В общем, все понятно, вас оценили на достаточно высоком уровне. И все же… Какие направления вы считаете приоритетными в дальнейшей своей деятельности?

— В первую очередь, считаю необходимым создавать условия для развития материально-технической базы. Далее – кадровое обеспечение, максимальное повышение общей компетентности при построении образовательного процесса. Все новое, что нам интересно, стремимся реализовать, не откладывая в долгий ящик. Так, сегодня изучаем возможности STEM-образования и планируем внедрить его у нас. Думаю, у нас все получится. Подчеркну еще раз свою мысль… «Современному руководителю важно не просто видеть проблему, но и выстраивать стратегии ее решения».



— И последний вопрос, пожалуй. Если бы у вас имелась такая возможность, что бы вы поменяли в системе среднего образования?

— Знаете, я считаю, что менять в нашей сфере ничего не нужно.  Мы свято чтим традиции и опираемся на ту основу, которая была заложена нашими предшественниками.  При этом идем в ногу со временем, постепенно внедряем в образовательный процесс различные новации. А глобальные революции здесь, на мой взгляд, не требуются. Во всяком случае, сейчас.

P.S. Монолог от первого лица

Отдельно активист нашей организации Елена Буценко рассказала о деятельности «Белой Руси» в ее родной Сеницкой школе. Получился такой небольшой рассказ на заданную тему:

«Особо хочу отметить, что у нас в школе сложилась бойкая и инициативная первичка «Белой Руси». Более 80% работающих не просто участвуют в мероприятиях и проектах, предлагаемых Минской районной организацией. Мы и сами выступаем инициаторами и организаторами акций, соревнований и добрых дел. Причем не только в Сенице, но и в масштабах Пристоличья.

Неслучайно, что председатель нашей первичной организации Оксана Леонидовна Трофимович в 2017 году была признана победителем районного смотра-конкурса «Лучший председатель первичной организации».

А по итогам работы за 2019 год мы стали победителями районного смотра-конкурса «На лучшую первичную организацию»

Наша первичка активно участвует в реализации районного проекта «На земле своей хозяева». А на протяжении трех последних лет ее представители становились победителями районного смотра-конкурса «На лучшую усадьбу (подворье) члена РОО «Белая Русь».

Что еще… Участвуя в реализации районного проекта ««Белая Русь» — талантливой и одаренный молодежи», мы трижды становились победителями в различных номинациях.

Разумеется, активисты нашей организации выступают организаторами и участниками всех основных электоральных кампаний в районе.

Как руководитель, я горжусь тем, что именно моя «Белая Русь» выступает надежной опорой при работе с учащимися, родителями и населением агрогородка Сеница.

Наша общественная организация на уровне педагогического коллектива весьма эффективна при взаимодействии с органами власти и другими общественными структурами. Думаю, что сказано достаточно. Уверена, что по итогам уходящего года нам еще будет чем и кем гордиться. Как на уровне первички «Белой Руси», так и на уровне школы».

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
pomogut.by
Белорусский республиканский союз молодежи
brsm.by
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by