Беларусь помнит. Жизнь продолжается
Полковник Владимир Чичов и его судьба

За его плечами более сотни боевых вылетов, множество воздушных боёв, в которых он лично сбил три самолёта противника, а еще десять — в составе эскадрильи. Сам был однажды сбит, благодаря невероятному стечению обстоятельств выжил… И все это — о лётчике-истребителе 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, гвардии полковнике авиации в отставке Владимире Тимофеевиче Чичове. Ему мы посвящаем этот материал.  

Жлобин-Минск-Уфа. Что это за маршрут?

Он родился 28 февраля 1924 года в Жлобине. Там учился во 2-й железнодорожной школе. Причем сел за парту уже в 6 лет: отец увидел, что сын сверстников опережает в развитии и настоял на таком «ускорении». В 1940 году вступил во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи.

В 1941 году уже учился в спецшколе ВВС в Минске (ныне там располагается 23-я школа), и уже готовился к выпуску, но…

В воскресенье, 22 июня, семнадцатилетний Володя собирался с друзьями-курсантами пойти на открытие Комсомольского озера, отдохнуть как следует. Однако по радио объявили о начале войны с Германией, и жизнь резко изменилась. Причем не только у него, но и у десятков миллионов людей во всем мире.  

Напоминают об этом дне Владимиру Тимофеевичу и сейчас строки из песни, которые он помнит наизусть:  

«Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война». 

Когда фашистские войска покатились по белорусской земле, еще несовершеннолетний Владимир Чичов по приказу (вместе с друзьями по Минской летной спецшколе) отправился в одном из эшелонов в Уфу.


Там была оперативно создана 10-я Уфимская авиационная школа первоначального обучения. Но стать её курсантами ребятам было не так-то просто. На комиссии им заявили: «А вы, парни, еще несовершеннолетние… Свободны. Можете двигаться, куда хотите».

После этих слов Володя в первый раз в жизни заплакал – это была его самая главная неудача на тот момент. Ну, а куда двигаться, спрашивается? Беларусь уже была занята фашистскими войсками, родственников и знакомых в Уфе нет — абсолютно.

Однако благодаря упорству, настойчивости и в какой-то степени хитрости ребята остались на территории авиашколы. Они работали при кухне: наколют дров повару, а он их и накормит. Спали среди курсантов, на широченных нарах. Никто их не прогонял. В общем, прижились как-то.

Начальство, видя, что настырные пацаны уезжать никуда не собираются, в итоге приняло их на учёбу в эту авиашколу. Так сказать, авансом.

Они учились летать на самолётах По-2 (он же У-2; в простонародье его называли «кукурузником» за активное использование в сельском хозяйстве при обработке полей удобрениями и проч.). Этому самолету был посвящен культовый    советский фильм «Небесный тихоход». К сожалению, у этих машин часто случались сбои. В воздушных боях они были весьма уязвимы, что проявилось в первые дни и месяцы войны. Впрочем, это другая история.

Что касается судьбы нашего героя… Был случай, когда самолёт По-2, пилотируемый курсантом Чичовым, во время учебного полёта вошёл в штопор. И ему ничего не оставалось, как выпрыгнуть из своего «небесного тихохода». 

По Ленд-Лизу

Как бы там ни было, в августе 1942 года 18-летний Владимир Чичов был зачислен в Батайское военно-авиационное училище им. Серова, расположенное в городе Евлах.

Там ему пришлось переучиваться летать уже на самолёте Р-39 «Аэрокобра». Их Советскому Союзу государству поставляли по ленд-лизу из Америки.

Напомним, что ленд-лизом называлась такая государственная программа, в соответствии с которой США поставляли своим союзникам во второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства и т.д.


Концепция этой программы, подписанной президентом США Рузвельтом в 1941 году, давала ему полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. 

В общем, историки много спорят до сих пор, насколько важной данная программа была для СССР, но мы сейчас не об этом. Мы просто рассказываем о судьбе человека, учившемся летать на американском самолете, поставленном в рамках этого самого ленд-лиза.

Гвардеец — «покрышкинец»!  

Итак, окончивший летное училище в августе 1943 года, В. Чичов был незамедлительно направлен в 104-й истребительный авиационный полк й 9-й истребительной авиационной дивизии. О ней, кстати, гремела слава по всем воздушным армиям страны.

Дело в том, что командовал дивизией прославленный ас советской авиации – Александр Иванович Покрышкин. Тот самый, который одержал за годы войны 59 воздушных побед и ставший в итоге трижды Героем Советского Союза.

А свой боевой путь новоиспечённый лётчик Чичов начал с Румынии – с города Яссы. Летал, как уже было сказано, на штатовском самолёте Р-39 «Аэрокобра».


Владимир Тимофеевич прошёл Великую Отечественную без единой царапины, хотя и был один раз сбит в воздушном бою. Сам он вспоминает тот момент так: «В одном из воздушных боёв на территории Германии меня сбил немец. Запустил такой залп из бортовой пушки в мою «кобру», что она прямо в воздухе развалилась на две части. И мне пришлось выпрыгивать с парашютом. Прыгал я на территории, занятой немцами.

На мое счастье западный ветер снёс меня на восток. В общем, приземлялся на территорию, занятую нашими войсками. Хоть об этом факте мог только догадываться.

По мне стреляли с земли, но каким-то чудом не попали. Потом меня окружили наши солдаты. А мне даже было непонятно, кто это. Темно же. Они-то, думали, что я немец, хотели взять в плен. Кричали по-немецки: «хенде-хох» – руки вверх. Я тоже решил, что к фашистам в плен попадаю. Скучно все очень, не то слово.

Руки-то поднял, но в одной держу пистолет. И тут один, самый ближний ко мне парень, как гаркнул: «Брось пистолет». И дальше пошел «по такой-сякой матери».

А я понял наконец, что немцы так ругаться по-нашему не смогут. В общем, бросил пистолет… И наши меня взяли в плен. А когда разглядели, что я в советской форме и документы наши – советские, то напоили спиртом и отправили в свою часть. К концу дня я уже был среди своих ребят»

О фронтовой дружбе и кровном братстве

Владимир Тимофеевич участвовал практически во всех основных наступательных операциях в Европе в конце войны , среди которых: Сандомирская, Карпатско-Дуклинская, Висло-Одерская, Сандомирско-Силезская, Нижне-Силезская, Верхне-Силезская, Берлинская и, наконец, Пражская операции.  

Об одной из них позднее будет он вспоминать: «Была зима, 25 января 1945 года. Наша часть стояла в Польше, недалеко от города Ченстохова.

В этот же день мы должны были перелететь на новый аэродром, уже на немецкой территории.

Вдруг поступил приказ: прикрыть с воздуха наземные войска, которые в это время форсировали Одер. Погода отличная, морозец, солнце светит – видно всё, как на ладони. Сверху нависли над шестёркой немецких истребителей. Я своему ведущему, майору Полухину, говорю по радио: «Разрешите атаковать?»…

Он дал добро, а я с ходу перевожу самолёт в пикирование и атакую штурмовиков. Поймал на прицел, нажал гашетку, смотрю: задымился, пошёл на снижение – сбил гада окончательно!

После атаки разворачиваюсь и в самой верхней точке лоб в лоб встречаюсь с шестёркой немецких истребителей. Они быстро среагировали и взяли меня в «клещи». «Всё, — думаю, — хана, погиб». И вдруг один из немецких самолётов стал падать. А это Полухин, мой друг, подбил его… Благодаря ему только и спасся. Дружба на фронте — это была великая сила. Люди становились роднее, чем самые кровные родственники».   

От Берлина до Праги

Довелось Владимиру Чичову видеть поверженный и горящий Берлин. Хотя это были лишь окраины немецкой столицы. Это было 4 мая 1945 года. Лейтенант Владимир Чичов приехал туда на полуторке, посмотреть, что там происходит. Но проехать в город дальше он не смог. Там через руины было и пешком пройти нереально, не то что на машине…

А весть о Великой Победе его застала через 4 дня, в небе над Прагой. Там он прикрывал наземные войска. Получилось так, что даже после капитуляции, подписанной немцами в Берлине 8 мая, в Праге отказалась сдаваться группировка генерала Шёрнера. И нашим летчикам был дан приказ поддержать с воздуха 3-ю танковую армию Рыбалко и помочь ей фактически завершить войну с Германией.

Поэтому День Победы отмечается 9 мая, а не 8-го…

За годы войны Владимир Тимофеевич совершил более сотни боевых вылетов, участвовал во множестве воздушных боёв, в которых лично сбил три самолёта противника и десять в группе эскадрильи.  Но об этом было сказано во вступлении.

После войны

В мирной жизни, наступившей после Великой Победы, Владимир Тимофеевич не расстался с военной формой. Он посвятил 35 лет жизни службе в военной авиации. И еще одна любопытная страница его биографии. Он с 1948 по 1960- е годы испытывал первые советские реактивные истребители-перехватчики в сложных метеоусловиях. За достижения на этом, невероятно важным для страны поприще был награждён высшими боевыми орденами страны: Ленина, Красного Знамени, а также Красной Звезды. 

После 35-летней военной службы и выхода в отставку военный лётчик 1-го класса не позволил себе уйти на положенный покой. Он еще 30 лет работал в системе профтехобразования БССР, а также в Белорусском детском фонде. 

Помимо этого, был заядлым охотником и рыболовом, возглавлял первичную организацию охотников и рыболовов города Минска.


К глубокому сожалению, уже восьмой год Владимир Тимофеевич прикован к постели… Хоть этого, уже очень немолодого летчика, и одолели многие болезни, он старается сохранять бодрость и хорошее настроение. И тут — особая благодарность его дорогой супруге Валентине Иосифовне, которая все эти годы ухаживает за любимым мужем, не дает ему потерять веру, надежду и любовь. 

В общем, жизнь продолжается…

Об авторе

Роман Зинченко.

Учащийся 11 класса средней школы №71 города Минска, активист БРСМ. Является неоднократным лауреатом районных и городских исследовательских конкурсов, посвященных истории Великой Отечественной войны.

С 2017 года занимается патриотической работой с ветеранами, записывая их воспоминания. На сегодняшний день посетил и взял интервью более чем у 90 участников Великой Отечественной войны. Создал в интернете группу «Герои Родины Великой», где публикует записи о ветеранах и их воспоминания.

Свое творческое кредо на сегодняшний день формулирует следующим образом: «Тема Великой Отечественной войны для меня священна, потому что в моей семье были её участники – фронтовики и партизаны. Но их я, к сожалению, не застал… С каждым годом становится всё меньше живых участников и свидетелей тех исторических событий, поэтому надо успеть записать их воспоминания и донести миру, особенно молодёжи, информацию о том, что эти люди не просто живы… Они готовы дать дельный совет, стать примером истинного патриотизма и любви к нашей Родине. Мне кажется, это — важно».


Все новости проекта

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
pomogut.by
Белорусский республиканский союз молодежи
brsm.by
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by

ВСЕ НА БОРЬБУ С КОРОНАВИРУСОМ!
В Беларуси стартует уже третья волна пандемии коронавируса, но люди в основном не то, чтобы думают о скорейшей прививке от этой напасти, а еще и продолжают активно противиться элементарным средствам индивидуальной защиты — санитайзерам и маскам
Подробнее