Я родилась и живу в XXI веке. И мне, равно как и моим друзьям, хорошо известно, что такое Интернет; как без особых усилий найти любую необходимую современную информацию.
То, что когда-то представлялось фантастикой, сейчас обыденность.
А что же будет завтра с нами?
Перед нами, «племенем младым и незнакомым» (по выражению Пушкина) отнюдь не сегодня во весь рост встала другая проблема: далеко не каждый из моего поколения может рассказать о том, кем были их бабушки и дедушки, тем более — прабабушки и прадедушки.
Это неправильно, на мой взгляд. Человек не должен уподобляться бабочке-однодневке, весело порхающей по свету, не знающей о том, что было вчера и что сулит завтрашний день.
Человек без прошлого, без памяти не имеет будущего. Поэтому нам необходимо знать, что передать в наследство своим потомкам — завтра или там послезавтра. .
Великая Отечественная война… Сколько же всего заключено в этих трех, обычных с виду словах.
Три брата
Данная тема меня невероятно волнует. Хотя бы потому, что мой прадедушка, Василий Егорович Старовыборный, и его два брата были участниками этой войны.
Прадед родился 30 июня 1924 года в деревне Старый Дедин (Могилевская область, Климовичский район) в крестьянской семье.
Егор, его отец, родился в 1888 году, участвовал в Первой мировой войне, во время которой воевал под городом Сморгонь. О событиях под Сморгонью 100 с небольшим лет назад говорил весь мир.
Помимо Василия, в большой и дружной семье росли еще трое детей: Григорий, Иван и Нина.
В 1938 году он поступил в Мстиславское педучилище. Но обучение было прервано Великой Отечественной войной. Она застала моего прадедушку в родном селе. Так как на тот момент ему не исполнилось даже 17 лет, в армию его не взяли.
И с июля 1941 года по сентябрь 1943 года он проживал «на временно оккупированной территории».
Однако сразу после освобождения родного села ушел добровольцем на фронт. С сентября 1943 года по май 1945 года Василий Егорович проходил службу на 3-м и 2-м Белорусских фронтах.
Все три брата — Григорий, Иван и Василий — начали свою службу автоматчиками. Василий был зачислен в 440-й стрелковый полк, прошедший с боями от Сталинграда до Белоруссии.
Как и когда впервые вступил в бой Василий Егорович, неизвестно. Он не любил рассказывать о себе, никаких дневниковых записей от него не осталось. Но из воспоминаний одного из братьев известно о боях прадеда.
Прони кровавые берега
Так в октябре 1943 года его полк стоял на исходных позициях под белорусским городом Чаусы, на реке Проня (всего в 30 километрах от отчего дома).
Сегодня доподлинно известно, что в этих местах, вдоль берега Прони, проходил участок укрепленной немецкой линии обороны «Фатерлянд». Фашисты понимали: проигрыш на этом рубеже может привести к фатальным для них событиям на всем участке фронта.
Потому там они укрепились чрезвычайно основательно. Окружили себя системой траншей с бронированными огневыми точками и тяжелыми самоходными орудиями «Фердинанд».
В общем, берег реки, занятый противником, находящийся на возвышении, был сильно укреплен, напичкан мощной артиллерией и минометами.
Малейшее движение на нашей стороне засекалось вражескими наблюдателями, по целям незамедлительно открывался огонь.
Много лет прошло, а Григорий Егорович (родной брат Василия Егоровича) никак не мог забыть эту реку, о которой в учебниках географии, да и истории, ничего почти и не говорится.
«Ох, и далась же нам эта Проня, — говорил, Григорий Егорович. — Сколько солдат осталось на ее берегу! И все-таки мы ее форсировали. Правда, дорогой ценой заплатили».
Переправу навели у деревни Петуховка, а ночью цепи автоматчиков преодолели реку, залегли перед самыми проволочными заграждениями, ожидая сигнала.
После выстрела «сорокопятки» ворвались в немецкие траншеи. Выбили фашистов из первой и второй линий укреплений, достигли третьей.
Здесь завязалась отчаянная схватка. Немцы решили окружить горстку автоматчиков, дравшихся в третьей линии траншей. Погибли там многие. Григорий и Василий уцелели, получив ранения.
Более тяжелое ранение получил мой родной прадед.
Судьба разбросала братьев по разным госпиталям. Лишь позже удалось узнать, что на этой же проклятой реке получил ранение и контузию еще и брат Иван. Больше им служить и воевать вместе не довелось.
Боевая судьба санинструктора
По словам моего деда, Александра Васильевича, когда Василий Егорович находился на лечении, то окончил курсы санинструктора. Судя по всему, ранение у него было очень тяжелым и опасным. Ведь в госпитале он находился как минимум до марта 1944 года, то есть почти полгода.
Но вот 3 марта 1944 года, после окончания курсов санитарных инструкторов, приказом начальника санитарной службы Западного фронта ему было присвоено воинское звание «старший сержант».
Он участвовал в боях за Витебск… Освобождал Минск.
В дальнейшем путь старшего сержанта Старовыборного проходил по фронтовым дорогам Беларуси, Польши и Германии.
Он выносил раненых с поля боя под Оршей и Новогрудком, Данцигом, Шведтом и Штрасбургом, штурмовал Кенигсберг.
Ему приходилось, постоянно рискуя жизнью, спасать других.
1 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования Василий Егорович был награжден орденом Славы третьей степени.
В семье сохранились приказ о награждении и документ, описывающий события тех минувших дней: «В боях 15.01.1945 г. за деревню Рудеск Рожанского района Варшавской области тов. Старовыборный, находясь при орудиях прямой наводки, вынес с поля боя и оказал помощь более 10 раненым. Когда был ранен наводчик, тов. Старовыборный заменил его и продолжал вести огонь по противнику.
Несмотря на то, что тов. Старовыборный в этом бою был ранен, он не покинул поле боя. Оказав себе помощь самостоятельно, остался в строю и продолжал вести огонь по противнику. Своим мужеством и отвагой воодушевлял расчет на боевые подвиги. Достоин награждения Орденом Славы 3-й степени».
За отличные боевые действия при взятии городов: Осовец, Остроленко, Ломжа, Черск, Данциг, Шведт на реке Одер, Аримюнде, Штрасбург — получил благодарность от Сталина.
Есть такие статистические данные: потери среди медиков переднего края занимали второе место после потерь в стрелковых батальонах.
А награждали санитаров достаточно скупо. Мол, женская работа, только что не на кухне.
Трудно сказать, почему так происходило. Это была невероятно тяжелая и опасная служба, к тому же не особо благодарная. И вот почему.
Вытащить раненого санитары были обязаны вместе с его личным оружием. Первый вопрос в медсанбате чаще всего звучал не о состоянии доставленного раненого, а так: «Где его оружие, гад?»…
За утрату винтовки, автомата, пулемета — можно было пойти под трибунал. Говорят, на войне жизнь солдата оценивалась дешевле, чем сохранность его оружия.
Но моему прадеду повезло через это пройти и выжить. Он воевал в обще сложности менее полутора лет. И за это время был ранен 5 раз.
Кроме Ордена Славы третьей степени, Василий Егорович был награжден медалями «За взятие Кёнигсберга» и «За победу над Германией».
С мая 1945 года по апрель 1947 года находился в оккупационных войсках в Германии (фото 8). А с 1947 года вернулся наконец к мирной жизни.
Наши дни. Маршрут построен
Мы попробовали составить примерную карту боевых перемещений прадедушки.
Длина его военного пути составила, по нашим расчетам, 1 841 км. Но это — простая бездушная цифра. А за ней — дорога к Победе, омытая кровью моего прадеда, его товарищей по боевым подразделениям, миллионов других бойцов и мирных людей.
В будущем я постараюсь бережно сохранять память о прошлом своей семьи и, разумеется, о прошлом прадеда моего, Василия Егоровича. А как можно жить по-другому?...
Дарья Мисуно, учащаяся 11 класса Ошмянской СШ №3