«Я хочу дурным примером заразить пенсионеров…»
Ступеньки Давыдьковской лестницы

29 сентября исполняется 65 лет Геннадию Давыдько — нашему другу. Как вам такое начало? И это не пустой кокетливый вопрос… От первой фразы многое зависит — как в жизни, любви, так и в тексте. Поэтому перечитаем-ка ее вместе… На первый взгляд, со словами все нормально. Только одна цифра вызывает недоумение.

Что!? Гене — 65?? Да ну, что за бред… Так скажут те, кто его знают хотя бы несколько лет.

С другой стороны, за эти неполных еще 65 он уже успел сделать столько, что иным не будет под силу и за пять жизней хотя бы попробовать наломать таких дров. В общем, лукавая эта штука — цифры.

Давайте-ка мы лучше вместе с вами, с помощью фактов, оценим судьбу одного из самых непредсказуемых (чтобы не говорить тускло про успешность или пафосно — про масштабность) людей Беларуси.

Его биография известна и изрядно растиражирована — ну как же, публичный человек. А со стороны, если присмотреться, напоминает она какие-то мотоциклетные гонки по вертикали, с легкими элементами повторов.

Актер.

Режиссер.

Писатель.

Драматург.

Педагог.

Директор.

Депутат.

Председатель.

Опять председатель.

Снова депутат.

И так далее, и так далее, и так далее…  

Друзья по этому поводу скажут об успешности, состоятельности, счастливой звезде, трудолюбии и банальной справедливости, в конце-то концов. Враги наверняка заверещат о приспособленчестве, ловкости, гибкости — и это еще в лучшем случае.

Но мы по этим ступенькам жизни-лестницы нашего героя пробежимся по-своему, изо всех сил избегая всяческих крайностей, пафоса и «благоглупости» с пусканием карамельных слюней.

То, чего добился в жизни Геннадий Давыдько — это прежде всего следствие его удивительного, редкого дара: уметь сплачивать самых разных людей, скреплять их очень сложным «цементом», составленным из таких компонентов как увлеченность, дружба, талант, юмор, любовь, энергетика (практически атомная) и т.д.

Можно тут долго перечислять ингредиенты, но текст про человека должен быть… словно женская юбка. В меру коротким, чтобы соблюдать приличия, но не слишком длинным, чтобы не дать заскучать.

Итак, что там у нас по поводу обозначенных ступенек? Побежали-ка с нами, читатель.

Актер и режиссер, директор и педагог

Ролей в театре и кино, а также поставленных спектаклей у него хватает. Об их достоинствах пусть говорят критики.

Мы же зайдем с козырей.

Пожалуй, самая известная, значимая театральная роль — князь Витовт в одноименном спектакле (был поставлен в Купаловском театре Валерием Раевским по пьесе Алексея Дударева).

Это классный дуэт и противостояние двух братьев-князей — Витовта-Давыдько и Ягайлы-Кириченко, двух государственных мужей, лидеров, бойцов. Ирония судьбы состоит в том, что оба они в обычной жизни (Николай Михайлович и Геннадий Брониславович) побывали директорами Купаловского. Не будем сравнивать, кто преуспел больше. Тем более, что Николай Кириченко уже ушел из этой жизни.



Так вот, своего Витовта Геннадий Брониславович показал очень живым руководителем, способным наступить на горло амбициям, пойти на личные (прежде всего) жертвы, но при этом объединить самых разных людей, судьбы, устремления…

Между нами говоря, Давыдько ничего и никого особо не играл. Он со сцены смачно проговаривал и демонстрировал важнейшие для себя на тот момент вещи. В силу дружеских отношений с автором — Алексеем Дударевым — в своеобразном соавторстве с ним многое в этом великом князе переделал под свое ощущение жизни и реальности. Потрясный был спектакль — сложный, неожиданный и захватывающий одновременно.

Где-то за год до премьеры «Князя Витовта» Давыдько как раз стал директором Купаловского театра. На тот момент 42-летний артист очень сильно рисковал, соглашаясь «на пасаду» руководителя такого уровня, не имея никакого опыта руководящей работы. Но риск оправдался: результат он обеспечил.

За короткий срок смог объединить родной ему коллектив. А в дружески-творческой кооперации с неизменно главным режиссером Валерием Раевским удалось довольно быстро вернуть «жемчужину национальной культуры» на прежний уровень — любимого со времен СССР отечественного театра №1, востребованного далеко за пределами Беларуси.

И вот это гениальное умение сплачивать людей («спаивать их между собой» в данном контексте будет звучать несколько двусмысленно) открыло ему в итоге дорогу в политику, не перекрыв родник творчества. Как вам метафора? Хотя об этом — позже.

А пока обязательно надо сказать, что в родном театре Давыдько поставил несколько пьес «самочинно» и достаточно дерзко, под свою ответственность.

«Звон — не молитва» по прозе Ивана Чигринова — это глубокое погружение в 10-й век, о котором белорусы «ни шиша» не знали. Налицо были поиски тех самых истоков белорусской государственности, которые мы и сейчас ищем. Но без малого 30 лет назад все это было ново и во многом революционно, авангардно.

Для начала обрушившейся на нас эпохи независимости в начале 90-х это было сверхважное действо, а не просто спектакль. И не достигшему 40-летнего рубежа режиссеру пришлось погружаться в самые что ни на есть глубины древней белорусской истории, чтобы не сфальшивить, не наврать, не обмануть в мелочах и главном.

Настолько, что вполне мог бы написать и защитить если не докторскую, то уж точно кандидатскую диссертацию. Кроме шуток… Вот вы знаете, откуда у наших предков такое почтение к синему цвету? Только не нужно про «векавечны блакiт азёр i рэк» — это слишком официозно и поверхностно, хорошо подходит лишь для учеников начальной школы.

В нашем случае все оказалось значительно интереснее. Геннадий Брониславович может хоть сейчас прочесть лекцию на тему нюансов колористики в национальном орнаменте. Спорим, что это будет масштабнее, чем у среднестатистического доцента, а то и профессора?

Но в историки он не пошел. А вместо этого поставил уже в конце 90-х принципиально иной спектакль — «Смак яблыка» по пьесе А. Делендика.

Пожалуй, это была первая чистой воды комедия-гротеск на великой сцене нашего Национального театра. Очень яркое, смешное и где-то очень в глубине — щемяще грустное действо.

Спектакль тяжело принимали на уровне худсовета, считая то слишком эротичным, то легкомысленным, то порочащим образ белорусской женщины-труженицы и проч.

Да уж, у нас всегда были «серьезные критики от культуры», страдающие то ли от несварения желудка, то ли иных физиологических проблем — и часто заставлявшие мучаться других. Но «Смак яблыка» был «пробит» — во многом благодаря напору и обаянию своего постановщика. И шел он с невероятным успехом еще много-много лет, радуя своего зрителя.

Опять же… Для времени, когда наше гражданское общество только выстраивалось, было очень важно поговорить о чем-то, помимо политики, рассмешить соотечественников и в то же время дать им возможность задуматься.

И вот еще что хочется «впилить» в этот смысловой блок. Есть такая каноническая, навязшая в зубах у миллионов фраза, сказанная одним из шекспировских персонажей: «Жизнь — театр, и люди в ней — актеры».



Отродясь не признававший авторитетов Геннадий Давыдько по этому поводу говорил так, еще во времена своего первого хождения в Парламент: «Ничего подобного, не согласен я с Уильямом нашим Шекспиром. Каждый человек — это отдельный театр. Но при этом каждый человек обычно играет лишь одну главную роль в своей жизни. Он может быть главным персонажем в семье, а на работе вечно оказываться на ролях статиста: «Кушать подано», «Честь имею»… Иного ему не доверяют.

Каждый человек сам выбирает жанр «под себя». Но он должен быть органичен — в идеале.

Комизм в нашей жизни возникает, когда персонаж не соответствует той роли, которую на себя «примерил». Он дворник по духу, но пытается играть императора, нелепо надувает щеки… И «зал» над ним смеется. То же самое и с трагизмом, когда умный человек «комикует» для того, чтобы выжить (закрепиться на должности, сохранить семью, избежать рабочего конфликта…).

Такие ситуации я часто наблюдал в повседневной жизни. И в парламенте — в том числе. В парламенте, кстати, очень многое «идет» от театра. Есть сцена-трибуна, зрительный зал тоже имеется. Регулярно возникают и комические, и трагические ситуации, ставятся смешные или драматические «пьесы»…».

Есть смысл также сказать, что стал он Заслуженным артистом Республики Беларусь более 20 лет тому назад и никогда этим делом не кичился. Лишь иронизировал иногда, что Заслуженных работников культуры в народе называли «засраками» (хотя ему такого титула предусмотрительно не дали).

Кроме того, проявил себя в качестве преподавателя Белорусской академии искусств, набирал и вел собственный курс. Причем не по одному разу. Среди его учеников и учениц — Юлия Высоцкая (ныне Кончаловская), Анатолий Кот, Наталья Эйсмонт.

Десять лет (параллельно с работой в Купаловском театре) возглавлял народный театр «Рэха» во Дворце культуры профсоюзов. Потом задумал, создал и возглавил театр «Бульвар смеха», ориентированный на молодежь. Там многие его ученики по театральной Академии обкатывались и получали путевку в большую творческую жизнь.

Наконец, был создателем и единственным драматургом первого в Беларуси детского репертуарного театра «Гоша».

Продолжать нужно? А давайте мы лучше перепрыгнем на новую ступеньку этой жизни, вместе с вами, само собой.    

Писатель

Геннадий Давыдько очень хорошо умеет работать со словом. Причем в разных жанрах. У него легкое и весьма бойкое перо. Поэтому ему хорошо удавались юмористические миниатюры (в разное время их исполняли со сцены Илья Олейников и Юрий Стоянов, Ян Арлазоров и Юрий Гальцев), рассказы, стихи, пьесы.

По одной из его сказочных пьес — «Звезды седьмого неба» (кстати, весьма успешно и не первый год идет на сцене Академического Русского театра им. Горького) — в данное время снимается первый отечественный полномасштабный мультипликационный фильм. Но как-то все не снимется… Ладно, не об этом сейчас

Вот что он говорил в одном из своих интервью «по литературному поводу»: «Талант – это прежде всего степень открытости души. Чем больше человек открыт, тем он талантливее. Но нужно еще уметь открыть душу. В чем опасность этого процесса? В душу могут плюнуть, и с этим придется жить. Как говорил великий писатель Василий Шукшин, хорошие писатели вырастают не из тех, которые во дворе всех били, а из тех, которых били…».

Не суть важно, били ли его во дворе (это вряд ли, в Магаданском крае те, кого били, обычно не выживали. — АВТ.), но автор из Давыдько получился самобытный, самодостаточный, несмотря на отсутствие членского билета Союза писателей Беларуси в кожаном переплете с золотым тиснением. Но такой билет необязательно иметь. Вы «Мастера и Маргариту» перечитайте или пересмотрите, если нам не верите.



Хотя и это отклонение — не в тему.

Как человек театрального мира он уже давно написал ироничный «Трактат об актерах», который сейчас звучит весьма и весьма актуально:

«Человечество делится на людей и актеров.

Люди работают. Актеры творят.

Люди думают, что актерам легче. Актеры тоже думают, что им легче.
Актеры бывают мужчинами и женщинами, но это имеет значение лишь при распределении ролей. И то не всегда.

Все актеры делятся на очень плохих, плохих и хороших.
Хорошие и плохие актеры очень похожи. Они одинаково придурковаты, что в обществе принято называть «артистичны». И это единственное сходство между плохими и хорошими актерами.

Что же касается очень плохих актеров, то они, как правило, умны, заметны и воинственны. Но актёрами они служат только чуть-чуть, потом они быстро переходят в управление искусством, откуда очень любят обижать прежних собратьев по стае. Поэтому в театре и кино работают только хорошие и плохие актеры.

Все актеры всегда страдают. Им так надо…».

И так далее… Полный текст трактата имеется во всезнающем интернете.

К большому сожалению, Давыдько давно уже не пишет стихов.

«Солнце нашей поэзии» Пушкин уже «пояснило» на этот счет чуть не двести лет тому назад, объявив, что «поэзия должна быть глуповата». В том смысле, что стихи — штука эмоциональная, легкая, доступная прежде всего людям молодым, не обремененным «мудростью прожитых лет».

Как бы там ни было, стихи у Давыдько в свое время получались умные, афористичные, дерзкие.

Вот, например, его стихотворение «Пёс», написанное еще до большого похода в политику:

Он выгуливает пса. Чудеса!

Пес по скверику несется!

Рад он воздуху и солнцу!

В лужу, травку и песок

Прыг да скок, прыг да скок!..

Он за кошкою гонялся,

Перед сукой унижался.

Он подрался, помирился,

На него хозяин злился,

Стукнул по уху его…

Псу не больно, ничего!

Он не то готов стерпеть,

Только б дома не сидеть

В душной маленькой квартире —

Между кухней и сортиром

На девятом этаже

Иль в хозяйском гараже,

Где бензины и резины,

Банки, тряпки и корзины...

«О, хозяин, я так рад!

Не смотри на циферблат!»

Но прогулки срок отмерен,

Пес бредет послушно к двери.

Против власти не попрешь...

Как на нас он всех похож!

Афоризмы его тоже заслуживают всяческого внимания. Так лаконично умеет шутить сегодня, пожалуй, один Николай Фоменко.

Негосударственные белорусские СМИ в свое время набросились, как шакалы, на такую мысль из его сборника «Лов слов»: «Нагнись к навозной куче - пойми, что ты лучше». Если что, этот афоризм выходил из-под пера Янки Бздыка — давыдьковского ответа Козьме Пруткову.

Ну тут нам долго придется объяснять, что такое ирония, остроумие, сарказм, игра в образы. Смешно лишь, что та же «Наша нiва» еще 5 лет назад пыталась показать и доказать, цитируя книгу Давыдько, примерно следующее: «Фи, дамы и господа, какие у нас депутаты. Вот если бы нам доверили… Такая жизнь у нас тогда бы началась».

В общем, нам нравится другой давыдьковский афоризм: «Если в вашем ближайшем окружении никто не знает, сколько стоит пустая бутылка — поздравляю. Вы — элита».

На самом деле, написано у него много. Но самое главное, что сегодня появилась здоровая динамика. В мае 2020 года написана «в стол» биографическая повесть, посвященная юбилею лучшего друга — директора компании «Морозпродукт» Сергея Добудько.

Ну а о его новых творческих идеях и их воплощениях поговорим в свое время.

Политика

Купаловский театр очень сильно потерял, когда их директор в 2004 году свой пост покинул, поскольку был избран депутатом Палаты представителей. Что тут скажешь? Как говорится, все течет и все изменяется.

Многие творческие люди были тогда в шоке, помнится. Ах, мол, куда нашего Генку потянуло, пропадет он там. Ой, как жаль-ко то, ах-ах…

В итоге никто и никуда не пропал. Нельзя сказать, чтобы он перевернул законотворческие горы. Этого, как выяснилось, и не требовалось. Но обедни там явно не испортил. Честно и по совести отработал два своих срока.



Ну а в ноябре 2019 года в соответствии со старой мудростью (про любовь Бога к троице), был избран уже в третий раз в Палату представителей, стал председателем комиссии по правам человека…  

Людей он всегда выслушивал и помогал. Многие это могут подтвердить документально. Однако мы не будем вытаскивать на поверхность подобные сентиментальные истории. Очень это приторно будет, что ли.

Поговорим-ка лучше про… зло, на полном контрасте. Месяц назад, 27 августа, бойко самоорганизовавшаяся группа избирателей из Советского и Первомайского районов Минска вытянула его «на стрелку» в столичную библиотеку имени Янки Купалы. С четкой задачей: вручить (в духе пиратов из «Острова сокровищ») идиотскую «черную метку».

Но перед этим в течение трех часов эта гоп-компания пыталась устроить легкий такой политический самосуд. Мол, не оправдал надежд, не защитил от произвола и вообще мы тебя не выбирали — прочь из нашей песочницы. Все в итоге закончилось… да ничем.  

Действо сие проходило в рамках бойкой кампании по отзыву депутатов Парламента.



Знаете, со стороны плохо все это выглядело. Напомнило чем-то историю про то, как в одном африканском племени традиционно охотятся на львов. Знаете, о чем мы? Послушайте на всякий случай.

Эти «смуглые товарищи из Африки» натравливают на царя зверей свору маленьких собачек, специально обученных и подготовленных. И эти мелкие твари начинают с громким лаем гнать льва вперед, не принимая честный бой. Замахнешься лапой — отскакивают и снова злобно тявкают. Издалека.

Чаще всего лев от такой процедуры падал замертво — у него разрывалось сердце, от унижения и стыда. Это очень вкратце о том, что пришлось пережить многим людям власти в течение августа-сентября 2020 года.

Многие из них начинали болеть, хандрить и т.д. И не мудрено, знаете ли.   

Что касается Давыдько, то он оказался крепче, чем иные рассчитывали... В том числе потому, что ему очень даже есть еще чем заниматься в обозримом будущем, помимо политики.

Скажем, в последнее время он был частым гостем на российских телевизионных ток-шоу с многомиллионными просмотрами, в ходе которых старался буквально на пальцах показать и объяснить, что происходит в Беларуси. Не всегда у него получалось быть громче собеседников, правда. Но это уже другая история…

Телевидение

Нужно отметить, что у Давыдько есть еще одна черта в характере — по-любому добиваться своей «сбычи мечт».

Будучи еще актером, режиссером и директором он натурально влюбился в невероятные возможности телевидения. В этом плане Геннадий Брониславович во многом схож с человеком по фамилии Керенский — первого и последнего главы Временного правительства, свергнутого октябрьской революцией 1917 года. Уже оказавшись человеком очень немолодым, эмигрантом со стажем, Александр Федорович говорил примерно следующее: «Мне не повезло во времени. Если бы в 1917 году была изобретена такая замечательная штука, как ТВ, никакой Ленин и близко не подошел к власти. На любых теледебатах я бы побил его одной левой».

Но театральному человеку Давыдько, оказавшемуся в своем времени и своей тарелке, телевидение нравилось не просто как увесистая политическая дубинка, а скорее в качестве тонкого инструмента, с помощью которого можно эффектно достучаться до сердец, душ и умов если не миллионов, то до сотен тысяч сограждан — точно.

Он много и успешно работал с первым отечественным частным 8-м каналом в качестве автора и ведущего различных программ. Достаточно вспомнить первую кулинарную программу нашего ТВ — его «Гурман-клуб» или хулиганистый, абсолютно авторский «На-ли-вай».

Потом все чаще стал появляться на государственном ТВ, ибо не стало 8 канала.

В нулевые годы журнал «На экранах» где-то шутливо, а где-то вполне себе серьезно признал его «Ведущим ведущим всея страны». Так примерно и было. Он успевал вести всевозможные церемонии — открытые, закрытые, телевизионные и прочие. При этом каким-то волшебным образом делая любой пафос и официоз легким и приятным глазу и душе зрелищем.   

Как бы там ни было, в 2010 году грянула сенсация. Президент назначил одного из своих любимых ведущих-глашатаев председателем Белтелерадиокомпании. И опять пришлось слушать какой-то «трагический греческий хор» про то, что вот сейчас-то Гена точно «навернется». И вообще, мол, как ему, такому-сякому, не стыдно занимать такой пост, когда вокруг полно более достойных людей?



Логика такого назначения выглядела малость того… странно. Не самого известного телеведущего, по военной иерархии — максимум полковника, вдруг назначили маршалом отечественного ТВ.

Но это все странным выглядело лишь на первый взгляд. Важным были не чин и количество звездочек (на чиновничьих погонах в смысле), а редкое умение… Да-да, то самое, объединить разношерстных телевизионных людей, заставить их изменить выражение лиц, запустить новые творческие проекты.

Не нам судить, насколько это удалось председателю Давыдько. Откровенно говоря, творческой революции на ТВ он не устроил, плетью обуха не перешиб.

Зато сделал вещи, про которые как-то стыдливо помалкивают его недруги, да и друзья тоже. Но за семь отпущенных ему лет это ведь стало совсем другое телевидение, или вы будете спорить?

Появились канал «Беларусь 3» (в основном белорусскоязычный, культурно-познавательный) и канал «Беларусь 5» (спортивный). Телевидение пошло в регионы, где возникли областные телеканалы, успешно работающие и поныне в формате «Беларусь 4».

Кто про это сейчас помнит и говорит? Да и не так это нужно, на самом-то деле. Важно, что оно есть. А славой или там заслугами меряться — это уже для шестерок, рисующих образы: «Давыдько-телепузик».

«Авторитарный демократ»

В одном из интервью эпохи работы на ниве «Белтелерадиокомпании» Геннадий Давыдько охарактеризовал себя именно так («Авторитарный демократ»).

Вот еще одна прямая цитата из интервью, которая позволяет многое понять в его жизни… По крайней мере уже после 1997 года, когда он стал директором Купаловского. «Я убежден, что власть и интеллигентность – вещи несовместимые. К сожалению. Говорю это, исходя из личного опыта…

Когда я мягко даю задание своим подчиненным, через неделю оказывается, что ничего не сделано. И только когда к людям применяешь авторитарный подход, демонстрируешь власть, ситуация изменяется… Почему демократ? Потому что в душе я сожалею, что иначе ничего не получается, иными способами результата у нас не добиться…»

«Белая Русь» и все-все-все

В начале 2018 года к Давыдько «подкрался» новый, достаточно крутой поворот на его лестнице. Он был избран председателем «Белой Руси», потом отставлен от «Белтелерадиокомпании»,

И за два с половиной года сумел изменить очень многое в сознании тысяч представителей крупнейшего общественного объединения страны.

Во всяком случае, многие из нас научились не просто называть друг друга друзьями, а быть таковыми. Конечно, моментальных чудес не произошло и произойти не могло. Мы же не в сказке живем…

Во многом заорганизованная, весьма официозная организация ею в глубине души и осталась. Прямо и косвенно цитируя Высоцкого, «всех нам в горы не удалось вытянуть», да и понять, «кто там в связке с тобой — одной» опять же не хватило времени.

Смеем предполагать, что приличные, искренние, умные, знающие о патриотизме не понаслышке люди останутся с нами.

Да, неприятно сознавать, что многие только притворялись, что они — друзья. А при первом же шорохе сделали вид, что мы даже не знакомы. Разумеется, эта ситуация не добавляет сегодня бодрости и позитива Геннадию Давыдько.



Но у него есть новые идеи и далеко идущие планы на будущее, которые опять же заставляют вернуться нас в начало статьи. Гене и 65 лет? Да ну, что за ерунда.

В его планах — реформа организации, участие в политической жизни… А также желание снимать на базе «Белой Руси» кино, художественное и документальное, телепрограммы, задействование интернета по полной. Плюс литература, да просто ЖИЗНЬ. Все будет интересно, неожиданно, дерзко, не по шаблону — надеемся.

Именно так свою жизнь (как Давыдьковскую, а отнюдь не Потемкинскую лестницу) выстраивает по ступенькам наш друг Давыдько, умеющий объединить вокруг себя людей самых разных взглядов.

В общем, с праздником нас всех!.. А во всяческие «сурьезные» цифры мы не верим. Брехня это, как говорил один литературный персонаж советской еще эпохи. Помните, кто, кстати?.. Вот на этой интригующей, загадочной ноте мы можем и завершить наконец этот, изрядно растянувшийся опус. Не зря же мы в самом его начале намекали на длину юбки…

Мы в самом деле очень старались, чтобы текст не походил на типовой поздравительный адрес, который хочется выбросить в корзину сразу же после завершения медоточивых именинных речей. Удалось или нет? А черт его знает. Судите сами, читайте, смотрите. Ну не Розенбаума же нам напоследок цитировать: «На седьмом десятке, дети, я забил на все на свете»… Это не так, по крайней мере в нашем случае. Хотя строчки из пронзительной песни Александра Яковлевича мы-таки вынесли в заголовок.   

С уважением,

Творческая банда, то есть информационный отдел «Белой Руси»

Комментарии
Комментировать
Вас может заинтересовать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
pomogut.by
Белорусский республиканский союз молодежи
brsm.by
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by