Самая суть концепции информационной безопасности. В разрезе грядущей большой выборной кампании в стране…
Портрет современного идеолога

26 марта в штаб-квартире «Белой Руси», в центре Минска, проходила трехчасовая встреча с нашим другом Александром Ивановским, доктором технических наук, профессором и просто блестящим лектором, эрудитом-практиком (если можно так сказать).

Он остановился на ряде важных моментов, в том числе на Концепции национальной безопасности, только что утвержденной Президентом.

Александр Владимирович рассказал также о том, каким образом общественные объединения и общественные лидеры должны осуществлять информационное противостояние тем вызовам, с которыми приходится сталкиваться нам всем, хотим мы этого или нет.

Помимо развернутой и весьма любопытной лекции на тему «современной идеологической пропаганды и контрпропаганды» он провел с лидерами «Белой Руси», съехавшимися со всей страны, деловую игру под рабочим названием: «Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами на местном уровне». Остановимся на нескольких моментах встречи, которые показались нам любопытными.


Пересказывать лекцию целиком у нас нет возможности. Да и вряд ли получится сделать в стиле Ивановского. На бумаге его образная речь будет выглядеть бедно.

Поэтому несколько общих наблюдений — по итогам. В основном — от первого лица.

И в качестве подводки — обобщающая мысль этого спикера: «Нам нужно сразу определиться, что грядущие в стране выборы Президента и в Парламент — на самом деле один из фрагментов информационной безопасности. Хотя мы безусловно будем иметь дело с этапными, значимыми мероприятиями».  


О концепции национальной безопасности

На эту тему А. Ивановскому говорить особенно легко и приятно, поскольку он, являясь членом научно-экспертной группы при Государственном секретариате Совета Безопасности Беларуси, стал одним из разработчиков Концепции.

«Так вот, над этим документом трудилась большая группа специалистов, представителей государственных и силовых структур, ученых, экспертов в области ИT-технологий и СМИ. Всего — более 250 человек. Работа длилась около пяти лет. В целом получился уникальный национальный продукт, определяющий стратегические цели и приоритеты в области обеспечения информационной безопасности.


Кстати, до сих пор понятие «информационная безопасность» в правовых отношениях у нас было раскрыто не до конца. Да, подобная категория встречается в Уголовном кодексе, но там она фактически подменяет узкое понятие «компьютерная безопасность».

Кто-то скажет, что у нас имеются наработки по кибербезопасности, всего того, что касается софта и харда (компьютерного «железа» и программного обеспечения к нему).

Что же касается контента, здесь есть еще целый ряд вопросов, которые необходимо решать».

О модной, к сожалению, теме фейков

«Где достоверная новость, а где фейк в сегодняшнем шквале сообщений – разобраться бывает непросто…. Как и предугадать последствия их проникновения в массовое сознание. Бывает, где-то пошумит и утихнет, а где-то обернется социальным потрясением. Концепция информационной безопасности Беларуси разрабатывалась исходя из геополитических интересов страны и накопленного в мире опыта защиты от фейков. 


Вот, кстати, лишь одна история на тему. Прошедшей зимой в Сети был весьма популярен сюжет о том, что Москва отменила полеты в Минск. Именно так подали заголовок некоторые «прозападные» ресурсы. А более ответственные издания написали о плохой погоде, в связи с чем в московских аэропортах отменили 130 рейсов, и часть из них — на Минск. То есть последнее сообщение отражало реальную картину. А первое имело явный провокационный характер, желание придать больше остроты горячей и без этого теме и получить соответствующие дивиденды.
Можно, конечно, и, наверное, нужно ужесточать законодательство за распространение фейков. Привлекать к ответственности виновных, блокировать ресурсы, нарушающие закон. Но слово — не воробей. Оно оставляет свой след, формирует в сознании определенный образ. И разрушить его потом очень тяжело».

О подлинной роли Интернета

«Интернет сегодня — не просто основной источник информации для массовой аудитории, но еще и действенный инструмент мобилизации и психологического влияния на общество. Поэтому требуется активное и эффективное присутствие государства в сети. Исследования по той же «арабской весне» в Египте показали, что ее катализатором послужила вовсе не бедность населения. Ведь социальная защищенность, уровень жизни в ряде арабских государств были даже выше, чем в некоторых странах Европы.

Речь идет совсем о других процессах, которые были инициированы и срежиссированы из-за рубежа. Подготовка специалистов для этих акций велась заранее, цели были глубинные, связанные с дестабилизацией региона, сменой власти посредством взаимодействия и коммуникации в сетях. Но руководство этих стран оказалось не готово к таким формам борьбы. Поэтому госструктуры и общественные объединения должны давать быстрый и адекватный ответ на любые попытки расшатать государство.
Это — аксиома».

О понятиях «информационный суверенитет» и информационный нейтралитет

«Первый термин должен пониматься прежде всего как способность государства на своей территории защитить гражданина от воздействия глобального информационного купола, нависшего над сетевыми ресурсами нашей страны. Что касается второго, «информационного нейтралитета»... Тут важно вот что подчеркнуть. Беларусь КАТЕГОРИЧЕСКИ не является инициатором распространения деструктивного контента на территории других государств и мирового информационного пространства. Это не говорит о том, что мы отказываемся от адекватного ответа, если по нам будет нанесен такой удар. Но мы не ввязываемся в процессы, нарушающие стабильность других государств. Принципиально».

О защите своих интересов

«Все, кто бывал за границей, невольно сравнивают их жизнь и нашу и видят, что живем мы, в принципе, достойно. Разумеется, мир не идеален, в нем не только белые и черные краски. Но свои национальные интересы нам надо учиться всячески защищать и продвигать».

О деловой игре и роли личности

Тут нам нужно уходить от изложения от первого лица. Так вот, А. Ивановский наглядно показал в ходе «игры», что той же «Белой Руси» важно быть связующим звеном между людьми и органами власти. Особенно это важно делать в регионах, где народ чрезвычайно настроен на общение, на живое слово, а не на мессенджеры. В качестве одного, нереализованного примера такой работы на местах Александр Владимирович назвал ситуацию вокруг строительства аккумуляторного завода под Брестом. Ситуацию решили замолчать, в итоге получили серьезную социальную напряжённость и повод для шума со стороны оппозиции.


Профессор назвал и другие ситуации, предложив залу смоделировать поведение, которое могло бы снять проблему в зародыше.

В общем, получилось довольно любопытно.

И вот еще что. У нас часто к понятиям лектор, пропагандист, агитатор относятся как к чему-то скучному, попахивающему нафталином.

И вот как раз-таки А. Ивановский показал наглядно, каким должен быть агитатор. Ему важно быть в курсе основных событий, уметь говорить на заданную тему, подстраиваясь под интересы аудитории.


Что касается самого Александра Владимировича, тот тут все просто и сложно одновременно. Он — крупный ученый в сфере ракетостроения, профессиональный лектор, обладатель нескольких высших образований. К тому же этот человек умеет и любит общаться, знает и чувствует людей. Может в тему пошутить и при необходимости стать пафосным, но очень в меру.

Вот поэтому-то и говорят, что идеолог — это очень редкий, штучный, уникальный товар.

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
https://pomogut.by/
Белорусский республиканский союз молодежи
http://brsm.by/
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by