Как известно, недавно Минфин Беларуси вынес на общественное обсуждение проект Указа «О платежах за участие в дорожном движение». Ленинская и Заводская районные столичные организации «Белой Руси» (при поддержке депутатов Палаты представителей) инициировали проведение в общественной приемной обсуждения данного вопроса.
Надо сразу отметить, что на обсуждение в нашем случае пришли авторитетные, подготовленные, понимающие значимость вопроса люди. Это — депутаты Палаты представителей Татьяна Сайганова, Оксана Нехайчик, Валерий Курсевич, а также начальник Главного управления по налоговой политике и бюджету Министерства финансов Республики Беларусь Игорь Пуркалик.
Модератором данной встречи выступил председатель Ленинской районной организации Алексей Сегалович.
Мероприятие подтвердило актуальность и злободневность этой темы.
Поэтому изложим подробно и по возможности внятно этот «новостной сюжет». Итак.
С чего все начиналось и к чему пришло?
В начале разговора депутат Валерий Курсевич рассказал об истории возникновения дорожного сбора, а также о тех замечаниях, которые вносили граждане на встречах с депутатами различного уровня. (Кстати, на V-ом Всебелорусском народном собрании депутат Курсевич задавал Главе государства вопрос, касающейся «эффективности удержания дорожного сбора).
Проблемы, которые обозначены сегодня в обществе, достаточно понятны. Люди не особо согласны с тем, что сбор нужно осуществлять вместе с платежами по прохождению технического осмотра (по допуску автомобиля для участия в дорожном движении). В итоге законопослушному человеку приходится разово платить достаточно круглую сумму — за официальное право выезда на дорогу. Стоит также учесть, что многие автовладельцы отнюдь не круглый год используют личные авто для передвижения, а платить им приходится за весь год — без всякой дифференциации.
Особенно остро данный вопрос коснулся дачников-пенсионеров, которые уж точно не катаются на своих авто круглый год.
Имеются и другие нюансы. Часть граждан не оплачивает сбор, так как не проходит техосмотр вообще. В принципе, разовые штрафы для них выгоднее серьезных сборов.
Мы уже не говорим про то, что собранные в качестве дорожного сбора деньги не всегда идут на ремонт и благоустройство дорог, порой они растворяются в общем бюджете.
Поэтому в обществе назрел и даже перезрел вопрос, связанный с новым способом удержания дорожного сбора.
На сегодняшний момент очевидно одно: нам нужны дифференцированные целевые сборы, формирующий единый фонд. И уже из него, напрямую, будут направляться финансовые средства: для обслуживания и ремонта республиканских и местных дорог.
Игорь Пуркалик, представитель Министерства финансов — основного разработчика проекта Указа, раскрыл перед общественностью все тонкости грядущих нововведений. (Подробности см. в наших ссылках на СМИ)
Вопросы для Минфина и не только
Как и ожидалось, к выступающему, а точнее, Минфину, было много вопросов. А задать их пришли (помимо депутатов Оксаны Нехайчик и Татьяны Сайгановой): представитель «Белой Руси» в консультационном совете по вопросам предпринимательства при Минэкономики, бизнесмен Максим Крупейченко; председатель ветеранской организации Заводского района; представители транспортных организаций, организаций городского хозяйства и другие.
Вот основные вопросы, озвученные этими людьми:
1. Нельзя ли сразу удерживать некую фиксированную сумму при заправке автомобиля топливом?
2. Есть ли возможность предоставления льготы родителям, чьи дети являются инвалидами?
3. Справятся ли с возросшей нагрузкой органы принудительного исполнения, в случае нарушения гражданами данного Указа?
4. Какими способами будет осуществлять контроль за неисполнением Указа, в том числе технически?
5. Разное
Надо отметить, почти на все вопросы были даны четкие ответы. Хотя определенные моменты будут еще обсуждаться — дополнительно.
Что касается самого популярного вопроса об удержании взноса через оплату топлива, то тут последовало четкое разъяснение. Это сделать сегодня решительно невозможно.
Во-первых, деньги растворятся в общей массе, и их будет сложно определить в нужный фонд.
Во-вторых, топливо приобретают не только для заправки личного авто, но и многочисленные юридические лица. Плюс топливо берется также для моторных лодок, бензокосилок… (Последние в дорожном движении «не особо участвуют», за что же будут платить их счастливые обладатели? …).
Итого
В целом же разговор получился достаточно интересным и конструктивным. Выводы были сделаны следующие.
Документ (проект Указа «О платежах за участие в дорожном движение»), по мнению участников общественного обсуждения, получился достаточно продуманным и грамотным.
Однако его есть смысл дошлифовать с учетом практических нюансов — в период применения. Раз.
Кроме того, уже сейчас важно учесть пожелания ветеранов и тех, кто не круглый год использует личное авто.
Наконец, необходимо подробно информировать население обо всех плюсах данного документа, разъяснять определенные нюансы… Дабы не вызывать у людей негативных реакций, и уж тем более — социальных волнений.
P.S. Параллельно напомним следующее. Глава государства четко определил приоритетные задачи на 2019 год. Среди них есть и такая: качество местных дорог должно быть на высоком уровне. Коротко и ясно.
О мероприятии в СМИ:
БЕЛТА - Расширять список льготных категорий по платежам за пользование дорогами не планируется - Минфин
Минск-новости - Игорь Пуркалик: проект указа «О платежах за участие в дорожном движении» предусматривает максимально удобные условия