Национальная идея
Как преподавать историю верно? — диалоги в главном музее страны с учеными Беларуси

Национальный исторический музей Республики Беларусь стал местом для проведения диалоговой площадки на тему «А ролі гістарычнай адукацыі, як важнейшага фактара выхавання маладога грамадзяніна Беларусі, умацавання нацыянальнай самасвядомасці і кансалідацыі беларускага грамадства»Тема актуальная, что называется, на злобу дня.

Пригласили учителей истории и обществоведения, заместителей директоров школ по учебной и воспитательной работе учреждений образования Ленинского района столицы, представителей Национального института истории, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Татьяну Сайганову и многих других, кого интересует тема истории.

Обсудить было что. Конечно, в первую очередь, это проблемы, с которыми сталкиваются учителя истории и обществоведения ежедневно во время преподавания учебных предметов «история» и «обществоведение» в школах, гимназиях.

Как выразился Алексей Сегалович, председатель Ленинской районной организации «Белая Русь» и модератор встречи, «историк — это архитектор будущих патриотов». Сегодня «быть учителем в школе» имеет несколько другое значение. Авторитет учителя пошатнулся в какой-то момент и родители чаще воспринимают учителя как обслуживающий персонал, полностью перекладывая ответственность за ребенка на педагогов. С этим, конечно, сложно, но нужно бороться. А еще, параллельно возвращая авторитет, преподавать историю и обществоведение так, чтобы дети получали проверенную информацию из учебников, которые разрабатывают научные сотрудники, а не из дилетантских публикаций в безграничном интернете.



Начальник отдела исторического анализа ИИУ «Центр изучения перспектив интеграции ЕАЭС», член союза писателей Беларуси, член Коммунистической партии Беларуси от Ленинского района Александр Плавинский, кстати, сделал акцент на том, что еще несколько десятков лет назад историю учили по другим учебникам. Он проанализировал современные учебники истории и не согласен с их содержанием.


Ученый секретарь, кандидат исторических наук, доцент Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь Андрей Соловьянов и научный сотрудник Национального института образования, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России БГУ Степан Темушев рассказали о том, как же сейчас пишутся учебники истории и обществоведения. На каком этапе стоит история в Беларуси как наука сегодня. Тема узкая, но для учителей крайне важная.


С приглашенными пообщалась и исполняющая обязанности директора Национального исторического Музея Республики Беларусь Нина Колымаго. Нина Владимировна 48 лет (!) заведует в самом главном музее страны научной работой и знает про историю Беларуси, без скромности, все, как и про сам музей:

«Во всех странах исторические музеи считаются главным музеем. История нашего музея сложная. Сегодня мы продолжаем работу над тем, чтобы сделать экспозицию на тему истории нашей страны более глубокой, более широкой, более познавательной, более мультимедийной... По сути, можно смело сказать, что историю мы все знаем не одну и ту же: мы учились в разное время, подходы к тому или иному периоду истории отличались. Что касается нашей работы сегодня, то подчеркну, что, устраивая ту или иную экспозицию, мы всегда консультируемся с историками, которые специализируются на конкретной теме».


Нина Владимировна пользуясь случаем пригласила учителей на тематические экскурсии со школьниками и уже после мероприятия воодушевленно рассказала, что несколько педагогов заинтересовались темой.

Приглашенный на диалог политолог и эксперт «Белой Руси» Петр Петровский среди проблем в преподавании истории и обществоведения выделил одну, но, скажем, фундаментальную: отсутствие целостной концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин. В учебниках по истории, политологии, философии, социологии, экономике и других концепция преподавания осталась с начала 90-х годов. Они пришли в Беларусь благодаря фонду Сороса.


«Ввели учебный курс „Идеология белорусского государства“. Любой автор, который писал учебник, формально к этому подошел. Фактически это пересказ политологии. Самого предмета, что такое ценность Беларуси, национальная идея, в этих учебниках практически нет», — отметил политолог. Разбирая школьные учебники, он акцентировал внимание на том, что их нужно делать целостными. Чтобы они формировали целостное мировоззрение у ученика. Иначе мы получаем то, что одно и то же событие по-разному трактовано в учебнике по Всемирной истории и в учебнике по истории Беларуси.

Это и вылилось в то, что мы наблюдаем после президентских выборов в августе 2020 — слепое поклонение бело-красно-белому полотну, прямое искажение исторических фактов. Помните, под какими флагами и знаменами фашисты зверствовали в Великую Отечественную?

«Давайте вводить государственную идеологию в Конституцию. Я выделяю три важные элемента: традиционные ценности как базовый элемент, социальная справедливость и ценность Победы в Великой Отечественной войне. Именно ценность, а не только память», — уточнил Петровский.

Одной из тем, которые подняли на дискуссионной площадке, стала тема выбора дня государственного праздника День народного единства. Политолог и эксперт «Белой Руси» Петр Петровский высказал свое мнение четко:

«17 сентября должно быть Днем народного единства. Не побоюсь это заявить. Как минимум моей семьи бы без 17 сентября не было: мои родственники и с западной Беларуси, и с восточной ее стороны», — признался эксперт.


Для справки:

17 сентября считается Днем воссоединения Беларуси. Именно 17 сентября, в 1939 году, СССР начал проводить присоединение белорусских земель, которые находились в составе Польши 20 лет, к своей территории. До сих пор событие вызывает массу споров среди историков и среди обычных людей. Здесь тоже играют роль те самые учебники и то, как информация там преподносится. 

«Ну а, чтобы ребенок лучше воспринимал информацию, нужно, например, снимать исторические фильмы, где рассказывать о национальных героях.Это должны быть качественные художественные образы. Ребенок абстрактно читает книгу и не воспринимает. Нужно внедрять образы исторических героев и на персонажах внедрять нашу настоящую историю», — поделился идеей Петр Петровский.

Его предложение по 17 сентября вызвало бурное обсуждение с педагогами. О выборе даты, кстати, у политолога поинтересовались и журналисты телеканала «Беларусь1».

Встреча длилась более запланированных полутора часов. Сказать, хватило ли этого времени на то, чтобы обсудить актуальные проблемы в преподавании истории сегодня и найти решение, трудно. Тем не менее попытка сделана, и она показала, что в этой теме вопросы есть. Еще педагоги высказались о нехватке часов истории, особенно истории Беларуси. Невозможно некоторые темы раскрыть полноценно в отведенное программой время. Отсюда, в том числе, и низкое качество исторического образования.

















Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
pomogut.by
Белорусский республиканский союз молодежи
brsm.by
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by

ВСЕ НА БОРЬБУ С КОРОНАВИРУСОМ!
В Беларуси стартует уже третья волна пандемии коронавируса, но люди в основном не то, чтобы думают о скорейшей прививке от этой напасти, а еще и продолжают активно противиться элементарным средствам индивидуальной защиты — санитайзерам и маскам
Подробнее