Что это такое? И с чем его едят?
Британские дебаты. Белорусский вариант

Британский формат Парламентских дебатов сформировался в начале XX века, как не удивительно, в Великобритании и представляет модель тамошнего парламента. Но об этой истории вы можете узнать из других источников.

Мы же расскажем вам об интеллектуальной игре, которая обещает стать популярной на белорусской почве, в том числе благодаря «Белой Руси».

Суть игры вкратце такова: две доказывающие определенную истину команды (Правительства) и две напрочь ее отрицающие (команды Оппозиции), пытаются публично убедить в своей правоте судью.

Команды (в зависимости от судейского решения), по окончании раунда завоевывают места «строго по ранжиру» — от первого до четвёртого. На турнирах за каждый пройденный этап команде присуждается определенное количество баллов (максимум 100 баллов).

А теперь можете посмотреть на игру в разрезе, то есть в таблице, где указаны задачи всех игроков. Там все подробно расписано. Ну и про остальной текст не забывайте. Он последует сразу за таблицей.  

Британский формат: порядок выступлений спикеров


Спикер

Время выступления

Функции

Премьер-министр (I спикер I правительства)

7 минут

Интерпретация предложения (темы, резолюции) дебатов, ясно связанная с данной темой, то есть её сужение или представление специфического ракурса.

Далее необходимо представить кейс своей команды, который имеет следующую аргументационную структуру:

1.   Важность проблемы

2.   Причина возникновения проблемы

3.   Средство исправления

4.   Преимущества

Возможны и другие структура кейса

Лидер Оппозиции (I спикер первой оппозиции)

7 минут

Сначала следует отреагировать на интерпретацию, сделанную правительством. Затем опровергнуть все или самые важные аргументы, выдвинутые правительством и объяснить причины, по которым они недействительны в свете утверждений вашей стороны.

Здесь возможно следование следующей структуре:

1.   Проблема не существует

2.   Причина неправомерна

3.   Данное решение (средство исправления) работать не будет

4.   Преимущества и результаты определены неправильно, либо выявленные недостатки их «перевешивают»

Возможно введение собственного кейса.

Заместитель Премьер-министра (II спикер первого правительства)

7 минут

Следует продолжать развивать аргументацию своей команды: привести контраргументы и доказательства того, что сказал первый спикер оппозиции. Затем следует поддержать своего товарища по команде, прояснив слабые или спорные суждения и восстановив свой кейс новыми доказательствами, фактами, примерами.

Заместитель лидера Оппозиции (II спикер первой оппозиции)

7 минут

Как и второй спикер правительства, вы должны поддержать своего партнёра по команде. Но вдвое больше времени следует потратить на опровержение суждений, высказанных предшествующим оппонентом. Важно быть максимально конструктивным, приводя многочисленные факты и примеры в поддержку своей позиции.

Член Правительства (I спикер второго правительства)

7 минут

Следует ввести «расширение», то есть новое содержание темы. Не считается хорошим «расширением» пересказ другими словами того, что уже заявило первое правительство. При этом не следует противоречить коллегам из первого правительства.

При развитии своего кейса следует одновременно использовать его для опровержения суждений второго спикера оппозиции.

Член Оппозиции (I спикер второй оппозиции)

7 минут

Это довольно трудная роль в значении стратегии. Вы не можете произнести речь, состоящую на 100 % из опровержения. Вы также ограничены тем, что ваш партнёр в соответствии с его ролью не сможет уделить много времени развитию своего кейса (см. роль Секретаря Оппозиции). В данном случае следует заранее продумать стратегию выступления. Стоит изложить суть аргументационной линии своей команды и оппозиции в целом.

Секретарь Правительства (II спикер второго правительства)

7 минут

Обоих «секретарей» накажут, если они не смогут суммировать точку зрения своей команды и опровергнуть (rebut) оппонентов. Следует решать две основные задачи: опровергнуть суждения предшествующего оппонента, подытожить суждения своей команды и правительства в целом.

Следует помнить о конкуренции со своими коллегами из первого правительства и быть готовыми ответить на вопрос такого плана: «Почему судьи должны голосовать за правительство в целом и за вторую команду в частности».

Секретарь Оппозиции (II спикер второй оппозиции)

7 минут

Опровержение, опровержение и ещё раз опровержение. При этом значительное количество времени (2-2.5 минуты) следует уделить подведению итогов.

Не следует приводить новые аргументы. В вашей речи возможно приведение новых показательных примеров в качестве контраргументов. Нужно знать ответ на универсальный вопрос: «Почему судьи должны голосовать за оппозицию в целом и за вторую команду в частности». Вы также можете использовать последнюю «защищённую» минуту, чтобы подвести итог всем дебатам, а не только вашей речи, это возможно противоречит структуре речи, как написано в учебниках, но это довольно распространённая практика.


Несколько нюансов

 

Характерной чертой данного формата является отсутствие перекрестных вопросов (то есть моментов, когда спикер одной команды задаёт вопросы спикеру другой команды). Вместо них используются так называемые запросы информации. Речь идет про небольшие вопросы или ремарки, которые спикеры могут произносить во время речи спикера оппонентов; разумеется, с его разрешения.

В Парламентских дебатах отсутствует время для подготовки между речами, что делает данный формат динамичным и интересным для болельщиков.


Особенности британского формата


1.   Ставка на импровизацию. Особенностью Парламентских дебатов является то, что дебатеры узнают тему раунда за 15 минут до его начала. При подготовке они могут пользоваться любыми источниками информации, а после начала раунда их использование запрещено.

2.   Особенная информативность. Хорошо подготовленный в информативном плане дебатер имеет больше шансов победить. Участники Парламентских дебатов не знают конкретной темы, которую они будут обсуждать. Поэтому они осуществляют так называемый «общий поиск»: пытаются накопить и систематизировать информацию из как можно более широкого спектра проблем. Определяющим в данном случае является количество и качество информации, умение ею пользоваться к месту.

3.   Подготовка. В принципе, всю подготовку к раунду дебатеры в Парламентских дебатах осуществляют именно во время «общего поиска». За 15 минут, которые у них есть перед раундом, можно посмотреть информацию в интернете. Целесообразнее использовать это время для максимально четкой структуризации позиции при выступлении.

4.   Ограничения. В Парламентских дебатах существуют определённые ограничения на информацию, которая может быть использована дебатерами. Информация, которую использует утверждающая команда, должна быть понятна любому мало-мальски осведомленному и начитанному человеку. Если же она выходит за эти границы, отрицающая команда может прибегнуть к специальной защите и заявить: утверждающая команда ставит их в неравные условия и не позволяет обеспечить столкновение мнений. Если это удается доказать жюри, утверждающая команда может проиграть. Впрочем, подобной привилегией отрицания владеет лишь команда… отрицающая. Однако в случае, если утверждающая команда может назвать источник информации и за короткий срок времени (2-3 мин. во время конструктивной речи Премьер-министра) способна объяснить суть заявленной информации и ее источник, никаких санкций со стороны судей следовать не должно.

5.   Специфичность средств убеждения. Наиболее распространённым средством убеждения в Парламентских дебатах являются умозаключения и аргументы Для этого формата актуальным является умение строить разные типы аргументов за короткий период времени. Что же касается противоположного к убеждению умения — умения отрицать — главным является отрицание основных направлений аргументации, которые предлагают оппоненты. Важное значение приобретает умение построить собственную линию аргументации таким образом, чтобы она одновременно отбивала/отрицала линию аргументации оппонентов.

6.   Публичный характер. Парламентские дебаты изначально задумывались в качестве публичного формата. Их первоочередная цель — заинтересовать, захватить аудиторию. Этим и объясняется их динамичность и мобильность.


Развитие дебатов


Международная образовательная ассоциация дебатов (IDEA) была создана в 1999 году.

Изначально IDEA создавалась для координации пилотных дебатных программ Института «Открытого общества». Однако сейчас Ассоциацию смело можно назвать самым влиятельным в мире независимым дебатным сообществом, которое объединяет организации, дебатные клубы и отдельных дебатеров, разделяющих ценности IDEA: содействие взаимопониманию и распространению демократических ценностей.

Деятельность IDEA — это широкий спектр образовательных и стратегических инициатив: от разработки обучающих программ и тренингов до международных студенческих обменов и ежегодных, столь знаменитых международных молодёжных форумов.

IDEA зарегистрирована в Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Великобритании и организовывает дебаты примерно в 50 государствах по всему миру, более чем на 60 языках.

Координационный центр IDEA в России базируется в Санкт-Петербурге, в Центрально-Азиатском регионе — в Бишкеке.

Что касается Беларуси, то это — дело будущего. Будем считать, самого ближайшего.

И еще. Сегодня проходит большое количество региональных, национальных и международных турниров по парламентским дебатам. Самым крупным является Чемпионат мира. В этих соревнованиях принимают участие около 300 команд, представляющих более чем 100 университетов из примерно 70 стран.





Комментарии
Комментировать
Вас может заинтересовать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
pomogut.by
Белорусский республиканский союз молодежи
brsm.by
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by