«На сегодняшний день Беларусь успешно защитила себя от цветной революции»
Александр Шпаковский — о самом важном. Для молодежи и не только…

Мы продолжаем цикл летних интервью с лидерами общественного мнения страны. Напомним, что для наших информационных ресурсов сразу три больших беседы подготовили начинающие политологи: два Алексея — Класковский и Пенкрат, Арсений Макарченко и Иван Янковец.

Сегодняшний наш гость — политолог, политический обозреватель, член комиссии по выработке поправок к Конституции Республики Беларусь Александр Шпаковский.

 От редакции

 

Александр, скажите, насколько просто вам было войти в большую политическую жизнь?

— Это вопрос достаточно сложный. В том смысле, что на него можно отвечать очень долго, а подобные детали вряд ли будут кому-то интересны (улыбается. — РЕД.). Поэтому очень кратко. Начнем с того, что меня всегда интересовали политические процессы в Беларуси, еще со школьных лет. Я довольно много читал и даже писал на этот счет уже тогда.

Кстати, у меня два высших образования за плечами. Согласно первому, являюсь преподавателем истории и религиоведения. По второму, юридическому, могу быть востребован в судебной и следственно-прокурорской деятельности. Однако специального политологического образования на данный момент не имею. Пока не имею, подчеркну. При этом свободное время посвящаю подготовке научной работы на соискание степени кандидата политических наук.

Вместе с тем отмечу, что я — не ученый, не занимаюсь академической наукой и не планирую глубоко погружаться в эту область. Отношусь себя больше к политическим журналистам и консультантам–практикам, работающим в сфере анализа политических процессов и политтехнологий.

И все же, насколько это сложный процесс — занять свою нишу в политической области, стать одним из лидеров общественного мнения не на словах, а на деле?

— На самом деле, никогда не задумывался, насколько это сложно или просто — успешно работать на ниве политического консалтинга, анализа и публицистики, занимая свою нишу. Вот честно. У каждого здесь — свой путь. Как говорится, «делай что должно и будь, что будет».

Что касается меня, то где-то в конце 2011 года я принял решение о создании собственного аналитического центра и начал активно публиковаться на одном из белорусских неправительственных интернет-ресурсов. Кстати, первые публикации были на безгонорарной основе, что тоже по-своему интересно. 

— А что может быть интересного в бесплатной работе?

— По моему мнению, гонорары, по крайней мере на начальном этапе деятельности начинающего обозревателя и консультанта, не должны играть определяющей роли. Поясню на своем примере. Сначала нужно накопить определенный имиджевый капитал, занять свою нишу, на деле доказать, что твое мнение и оценки действительно заслуживают внимания.

Я, к примеру, получил возможность выносить на широкую аудиторию свою точку зрения, причем по самым актуальным политическим и острым социальным проблемам. В силу того, что первые пробы пера были на безвозмездной основе, мои статьи практически не редактировались.

Хозяева площадки тоже были довольны, кстати. Они со своей стороны получали живые, злободневные и к тому же бесплатные материалы. При этом и я начал зарабатывать определенное реноме, публикации вызывали некоторый интерес и отклик в обществе.

Достаточно быстро меня стали звать на другие информационные площадки.

И одной из первых была белорусская газета «Звязда», где я получил возможность вести собственную рубрику: «Палітычная пятніца з Аляксандрам Шпакоўскім».

Постепенно начали появляться контакты за пределами нашей страны. Публикации, выступления в СМИ, участие в политических кампаниях, исследовательская работа «в поле», заказы на «закрытую» аналитику… Что из этого получилось, вы могли видеть, слышать и читать, надеюсь (улыбается. — РЕД.).

Хотелось бы уточнить, какова ваша роль в работе Конституционной комиссии?

— Видите ли, у нас нет как такового разделения труда и распределения ролей, как в театре. Каждый делает то, что в его силах для привнесения собственного вклада в работу над проектом новой Конституции.

Хорошо, каким образом выстроена работа Конституционной комиссии?

— Не хочу читать вам лекцию на эту тему. Кстати, достаточно непростую. Тогда мы точно выйдем за рамки интервью. Поэтому опять же — очень вкратце и по существу.

Для обеспечения деятельности Комиссии существует специальная редакционная группа, сформированная с использованием возможностей Конституционного Суда. В начале каждого заседания Комиссию информируют об уже существующих наработках, обобщениях, сделанных по результатам предыдущих совещаний, а также о предложениях, постоянно поступающих от граждан и юридических лиц нашей страны.

Кстати, эти предложения могут поступать и непосредственно к членам Конституционной комиссии. В том числе, получаю их и я. Например, через сеть Интернет, во время личного общения с людьми, в процессе участия в различных публичных мероприятиях и диалоговых площадках. Далее все эти предложения аккумулируются и рассматриваются на заседаниях.

Результат вам, надеюсь, известен. Предварительный проект изменений в Конституцию с нашей стороны подготовлен. Теперь с волнением ждем встречи с Президентом. Наверняка, с его стороны последуют серьезные коррективы.

Понятно... Александр, позвольте вопрос из другой сферы. Как вы думаете, каким образом белорусское государство может наиболее эффективно защитить себя от цветной революции? Есть ли тут набор приоритетных методов?

— Начну с того, что на сегодняшний день Беларусь не просто успешно защитила себя от цветной революции… К нашему приобретенному опыту прислушиваются за пределами страны, в частности — в Российской Федерации, на Кубе, в Турции, других государствах.

Что касается приоритетных методов… Давайте размышлять вслух. Есть методы, которые доступны спецслужбам и правоохранительным органам. Не буду вас в них пока посвящать. Там есть аспекты, имеющие отношение к политтехнологиям, но политологии как дисциплины эти методы точно не касаются. А вот то что может быть вам интересно и полезно…

Скажу так. Любое протестное движение необходимо должным образом изучать. Надо понимать, из кого состоит социальная база недовольных, что и кто побуждает каждую целевую группу выступать против власти, как далеко люди готовы зайти в отстаивании своих идеалов.

То есть, речь идет о социологии и выявлении причинно-следственных связей. Это — важный момент, касающийся в первую очередь анализа настроений в молодежной среде.

 — Можно здесь поподробнее…

— Мы внимательно анализируем присутствие молодежи в социальных сетях. По состоянию на прошлый год только 4 % молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет не имели профилей в соцсетях. Вдумайтесь в этот факт.

Идем дальше. Эти личные аккаунты, виртуальные сетевые сообщества можно эффективно мониторить и получать весьма важную информацию. По ключевым словам, тегам, комментариям, запросам, участию в тех или иных группах мы можем понять суть политических пристрастий молодого поколения, уловить отношение нашей молодежи к государству, установить наиболее проблемные темы и факторы влияния на умонастроения людей.

Одновременно мы можем выявить лидеров мнений этой аудитории, в том числе — лидеров мнений в студенческой среде, заводской и так далее. А уже исходя из полученных сведений начинать работать конкретно по этим людям, вытаскивать их из сетей, вовлекая в реальный мир. Здесь нужно говорить прежде всего о необходимости привлечения их на сторону государства.

Естественно работа в виртуальном пространстве не отменяет работу в поле – проведение тех же социологических исследований, включая фокус – группы, реализацию информационных акций, создание конструктивных современных площадок, в первую очередь, «новых медиа» - информационных каналов в социальных сетях и мессенджерах, с чем у нашего государства долгое время были проблемы.

 — Скажите, а как работать в стране, в которой уже случилась цветная революция? Речь в данном случае конкретно про Украину. Как вы думаете, возможно ли возвращение этого славянского государства на путь интеграции со странами ЕАЭС?

— Я предлагаю начать с азов. Цветная революция в Украине случилась ведь не просто так. Трагедия произошла из-за совокупности внутренних и внешних факторов, где выделялось плохо прикрытое вмешательство Запада, США в первую очередь. Это — во-первых.

Характеризуя острые внутренние проблемы необходимо отметить коррумпированный режим Януковича, попустительство национализму на протяжении всего периода существования суверенной Украины, деградацию образования и научно –технического потенциала страны, сепаратистские настроения, существовавшие в ряде регионов еще до печально известного «Майдана».

Но внешний фактор, на мой взгляд, оказался определяющим. У политикоформирующих кругов коллективного Запада возник умысел осуществить рейдерский захват Украины с оказанием агрессивного воздействия на информационное поле, а также использованием иных инструментов вмешательства во внутренние дела, включая финансовые, политические и специальные ресурсы.

Скажите, есть ли хоть какие-то варианты возвращения Украины в славянское триединое братство?

— По понятным причинам я не стану рассуждать от лица России. Что касается Беларуси, то на сегодняшний день Украина в силу проводимой политики представляет угрозу национальной безопасности нашей страны. Согласитесь, есть прямая угроза, когда украинское правительство поощряет деятельность на своей территории экстремистских формирований, объединяющих в своих рядах белорусских граждан радикальных взглядов. Последние открыто выступают против конституционного строя нашей страны, поддерживают вооруженные методы борьбы с белорусским государством, готовят диверсантов, готовых совершать преступления на территории Беларуси.

Украинское руководство не просто закрывает глаза на эти процессы, но фактически направляет подобную деятельность, о чем свидетельствуют недавние разоблачения экс-командира вооруженного формирования «Донбасс» Семена Семенченко, подробно излагающего информацию о деятельности военной разведки Украины (ГУР МО) по организации экстремистского бандподполья в Беларуси.

Уже поэтому Беларусь должна интересоваться украинской проблематикой. Хотя понятно, что в силу ограниченности ресурсов и политики информационного нейтралитета Минск вряд ли в состоянии серьезным образом повлиять на обстановку в Украине.

Впрочем, есть тут один нюанс. По результатам различных социологических опросов наш Президент является самым популярным иностранным политиком в украинском обществе. Это определенный ресурс для Беларуси и наш резерв на ближайшее будущее.

При этом необходимо отметить, что наша стратегия всех последних лет заключается в том, что Беларусь не вмешивается во внутренние дела Украины. При этом наша страна способствует стабилизации обстановки у южных соседей: за счет действия Минских соглашений и обеспечения работы соответствующей переговорной площадки. В общем, пытаемся создать условия для мирного сосуществования двух систем.

То есть?

— Мы со своей стороны выстраиваем современную государственность на советском фундаменте, исповедуем ценности социальной справедливости, славянского братства, союза с Россией, верности подвигу народов СССР в Великой Отечественной Войне, они — делают ставку на откровенно националистические, ксенофобские установки, корнями происходящие из идей Степана Бандеры и нацистского пособника Романа Шухевича.

Вместе с тем до недавнего времени Беларусь и Украину объединяло неплохое экономическое взаимодействие, годовой товарооборот на уровне 6-7 млрд. долларов США. Существовали глубокие региональные связи, которые наша страна предпочитала не разрывать.

Всегда оставалась надежда, что националистический угар, в который погрузилось украинское общество после 2014 года, рано или поздно пройдет и к этому моменту для возвращения Украины в традиционное русское цивилизационное лоно можно будет использовать каналы сотрудничества с Беларусью.

Однако вышеназванные националистические установки, желание выслужиться перед Западом для официального Киева оказались важнее роста товарооборота, совместной работы во имя благополучия простых граждан, векового братства двух народов. Что ж, это их право.

При этом в белорусской политике на украинском направлении сохраняется убежденность, что нынешняя генерация украинских политиков – это историческая пыль, о которой через 20 лет никто и не вспомнит. Поэтому, понимая преступный характер нынешней украинской власти, мы не меняем братского отношения к украинскому народу.

Что в этих условиях может делать белорусское государство?

— Нам необходимо использовать стратегию мягкой силы. В частности, разрабатывать специальные программы добрососедства для украинских граждан и студентов, генерировать работу источников информации на русском и украинском языках.

Иным словами, создавать и поддерживать СМИ, работающие в их информационном пространстве и доносящие наши идеи. Кто-то скажет, что это противоречит объявленным принципам информационного нейтралитета, но… Во-первых, есть вопрос об актуальности такого подхода в современных условиях гибридной войны против нашей страны. А во-вторых, в случае Украины речь идет о необходимых для Беларуси мерах оборонительного характера. Ибо украинское государство в его нынешнем виде, как уже было сказано выше, представляет очевидную угрозу.

Кроме того, чрезвычайно важно работать с будущей украинской политической элитой. В частности, выявлять потенциальных лидеров мнений, лояльных политиков, выступающих за развитие союзных отношений с Беларусью, всячески поддерживать и инвестировать в них. Так всегда действовал Запад. Не нужно выдумывать велосипед и в этом случае, грубо говоря. Я ответил на ваш вопрос?

Да, большое спасибо.

— Удачи Вам, ребята. Искренне желаю состояться в профессии, чтобы диплом не пылился на полке, а действительно работал на Вас. Относитесь ответственно к своей работе, с любовью и преданностью к родной стране, и тогда все у вас получится.

Комментарии
Комментировать
Районные и городские организации
Брестская область Гродненская область Минская область Витебская область Могилевская область Гомельская область Минск
Организации минской области
Организации Витебской области
Организации Могилевской области
Организации Гомельской области
Портал Президента Республики Беларусь
www.president.gov.by
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
pomogut.by
Белорусский республиканский союз молодежи
brsm.by
Национальный правовой портал Республики Беларусь
www.pravo.by
Палата представителей
www.house.gov.by
Министерство информации Республики Беларусь
www.mininform.gov.by
Белорусское телеграфное агенство
www.belta.by